Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 6»
А.А. Коренькова
Приказ № 36 от 30 августа 2023г.
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Возраст обучающихся: (4-7 лет)
Срок реализации: 3 года
Разработчик программы:
Нургалина Л.Л.
Королева К.К.
Учитель-логопед
№п/п
Содержание программы
I
Целевой раздел
1.
Пояснительная записка
1.1
Цели и задачи реализации программы
1.2
Принципы и подходы к реализации программы
1.3
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
2.
программы
II
Содержательный раздел
1.
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом
используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных
программы.
2.
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов.
III
Организационный раздел
1.
Материально-техническое
обеспечение
программы,
обеспеченность
материалами и средствами обучения и воспитания. Использование ИКТ.
2.
Литература
методическими
Введение
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают
понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее
становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде
всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По
мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его
организации. На первый план выдвигается образовательная политика. В этой сфере важно расставить
приоритеты.
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели
образовательного процесса, ориентированного на личность ребенка.
Новая модель предполагает составление рабочих программ педагогов по каждой возрастной
группе с учетом их развития.
Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции
образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и
мотивации ребенка.
Пояснительная записка
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания детей дошкольного
возраста чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, третье тысячелетие будет ознаменовано
информационной революцией: образованные люди станут цениться как истинное национальное
богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет
высокие требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Подготовка дошкольника
к обучению в школе уже немыслима без специальных занятий по развитию интеллектуальнотворческих способностей. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной
умственной деятельности.
Данная программа разработана на основе программы Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте
детей 4-7 лет»
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала
подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного
дошкольника.
Основная идея работы – обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального
развития детей, способствующих их общему развитию.
Цель программы – обучение детей слитному чтению через освоение приемов звукового анализа,
формирования представлений о способах словоизменения, слогового чтения в тесной взаимосвязи с
полным освоением всех сторон речи, познавательных способностей, нравственно- волевых и
эстетических качеств ребенка.
Задачи программы:
1. Развитие потребности активно мыслить.
2. Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития
психических процессов (внимания, памяти, мышления).
3. Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
4.Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
5.Развитие логических форм мышления.
6.Формирование предпосылок учебной деятельности.
7.Формирование инициативности, самостоятельности.
8. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее
усвоения.
9. Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.
д.).
10. Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение,
обобщение, классификация, моделирование).
11. Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью
подготовки руки ребенка к письму.
12. Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития
ребенка.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Группа
Время занятия
Средняя группа
20мин
Старшая группа
25мин
Подготовительная группа
30мин
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в
зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на
занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления
усвоенных знаний. Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью
постановки звуков педагогом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем
согласные от простых в произношении к сложным.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
1. Магнитная азбука (демонстрационная)
2. Кубики «Мои первые буквы».
3. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
4. Настольно-печатные игры.
5. Предметные игрушки.
6. Доска.
7. Цветные мелки.
8. Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
9. Разрезная азбука.
10. Пластилин
11. Доска для лепки.
Принципы проведения занятий:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному»,
в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала,
наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
5.Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием
речи.)
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Актуализация знаний.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Изложение нового материала.
Подача новой информации на основе имеющихся данных.
4. Закрепление изученного материала
Задания на закрепление полученных знаний (обучение звуковому анализу и синтезу слов,
соотнесение звука и буквы, развитие фонематического и речевого слуха, отработку навыка чтения)
Обработка полученных навыков на практике.
5. Подведение итогов занятия.
Обобщение полученных знаний.
Содержание программы в средней группе (4 – 5 лет)
1.Развитие фонематического слуха.
- продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»
-знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по - разному и похоже
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С - СЬ», «З - ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч»,
«Щ», «Р - РЬ», «Л - ЛЬ», «М - МЬ», «Б - БЬ», «К -КЬ», «Г - ГЬ», «Д - ДЬ», «Т - ТЬ» изолированно, в
словах и во фразовой речи
-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги
-познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником
(простейшее моделирование)
-формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные
-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове
-учить называть слова с заданным звуком
-учить способам интонационного выделения звука в слове
-продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению
произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание
-продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения
2. Развитие графических навыков.
-продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии
-рисовать округлые линии
-рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии
-заштриховывать различные предметы
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)
-способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук
Задачи подготовки детей к обучению грамоте (4-5 лет)
1. Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое
слово, предложение и как они строятся.
2. Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на
слоги.
3. Ознакомление с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.
4. Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного
чувства слова и интереса к изучению языка.
5. Развитие звуковой культуры речи.
6.Развитие фонематического слуха.
7.Развитие графических навыков и моторики.
8.Развитие звуко-буквенного анализа.
9.Развитие коммуникативных навыков.
Характеристика речевого развития детей 4—5 лет
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства
и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова.
К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000-2500.
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том
числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.
Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе,
падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что
ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом - неправильно. Типична и
обратная замена звуков (шапка - «сапка», жук - «шук»).
У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено
недостаточным развитием речедвигательных механизмов.
Вместе с тем дошкольники 4-5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к
звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся
согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на
окончания слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в
речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.).
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к
контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в
коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам
или используя игрушки.
Дошкольники овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка.
Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных.
Таким детям необходима помощь логопеда.
У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительных умений.
Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и
физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения - развитию
звуко-буквенного анализа.
Тематическое планирование занятий
для детей от 4 до 5 лет
Месяц
№
Тема занятия, задачи
Сентябрь
1
Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование
коротких, отрывистых линий.
2
Знакомство
с
многообразием
слов,
моделированием,
нахождение различий в двух похожих рисунках.
3
Сравнение слов по звучанию, моделированием, знакомство с
протяжённостью слов (длинные и короткие), рисование иголок
ёжикам.
4
Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко,
громко, тихо; рисование солнышка.
1
Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,
рисование иголок на ёлках.
2
Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,
Нахождение различий в двух похожих рисунках.
3
Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко»,
нахождение несоответствий в рисунках.
4
Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,
рисование дорожек, заучивание стихотворения Я.Козловского.
1
Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»),
знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание
листиков на берёзе
2
Звуки «З-ЗЬ» («песенка большого комара и маленького
комарика»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными,
заучивание стихотворения Б. Заходера,
3
Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные,
моделирование, нахождение различий в двух похожих
рисунках.
4
Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.
Сапгира
1
Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание
потешки.
2
Звук «Ж», моделирование, заучивание стихотворения И.
Солдатенко.
3
Звуки «Ш-Ж», моделирование, повторение стихотворений.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
4
Звук «Щ», моделирование, рисование щёток, разучивание
стихотворения С.Михалкова.
1
Новогодний словарь. Соревнование: «У кого слов больше?»
2
Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.
3
Звуки «Ч-щ», моделирование, нахождение различий в двух
похожих рисунках.
1
Мужской день. Нарисуй мужчину словом.
2
Звуки
«Р-Рь»,
закрашивание
стихотворения О. Высотской
3
Звуки «Л-Ль», заучивание стихотворения Е.Александровой
4
Звуки «М-Мь», рисование мишки, заучивание стихотворения
Т.Шорыгиной.
1
Женский день. Нарисуй женщину словом.
2
Звуки «Б-Бь», моделирование, заучивание стихотворения.
3
Звуки
«К-Кь»,
закрашивание
стихотворения Д. Хармса .
4
Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках,
заучивание стихотворения Г. Сапгира.
1
Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание
заучивание стихотворения Т. Шорыгиной
2
Звуки «Д-Дь», штриховка и рисование М.Дружининой
3
Звуки «Т-Ть», моделирование, рисование тучи и зонтика,
заучивание стихотворения В. Берестова.
4
Звуки «Д-Дь», «Т-Ть», повторение стихотворений.
1
Закрепление пройденного материала. Звуки «З, Зь, Ж ,С, Сь»,
повторение стихотворений, штриховка.
2
Закрепление пройденного материала. Звуки «Р, Рь, Ш, ,Ль ,Б,
Бь», повторение стихотворений.
3
Времена года. Найди слова для весны, лета, осени, зимы.
4
Расскажи о себе.
предметов,
овощей,
заучивание
заучивание
предметов,
Планируемые результаты освоения детьми среднего возраста данной образовательной
программы
К концу года ребенок:
- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не
произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
- различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делит слова на слоги;
- дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
- определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;
- выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
Содержание программы в старшей группе (5 - 6 лет)
Развитие звуко-буквенного анализа
Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки. Закреплять
умение интонационно выделять заданные звуки в словах. Закреплять умение делить слова на слоги.
Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале
алфавита.
Формировать умение:
- различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
- определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
Продолжать знакомить с графическим изображением слова - прямоугольником (моделирование).
Познакомить с условным обозначением звуков: гласные — красный квадрат, твердые согласные синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат (моделирование).
Формировать умение:
- обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;
- писать слова с помощью графических изображений;
- писать печатные буквы в клетке, используя образец;
- соотносить звук и букву;
- писать слова, предложения печатными буквами;
- проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
Способствовать развитию фонематического восприятия. Формировать умение читать слова,
предложения, небольшие стихотворные тексты.
Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Познакомить с термином «предложение».
Формировать умение:
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
- записывать предложение условными обозначениями.
Способствовать развитию графических навыков. Формировать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
Задачи подготовки детей к обучению грамоте ( 5-6 лет)
1. Формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка.
2. Учить различать на слух часто смешиваемые звуки: з-с, ж-ш, с-ш, р-л, с-ц, ж-з.
3. Учить проводить звуковой анализ слов. Выделять твердые и мягкие согласные звуки, определять
ударный гласный звук.
4. Различать, правильно понимать и употреблять термины «звук», «слово». Видеть различие
смысловой и формальной стороны слова.
5. Подбирать слова с заданным звуком, определять его место в слове.
6. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к играм со словом, желание научиться
читать.
Характеристика речевого развития
детей 5—6 лет
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя
наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по
значению),
антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие
дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.),
материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный и т. д.).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые
распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные
слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.).
Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много
медвежат и т. д.).
Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев,
носков, ключей), образуют новые слова (хлеб - хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют
умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без
помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют
в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении
рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят
все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают
последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную,
правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух,
трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными
навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Тематическое планирование занятий
для детей от 5 до 6 лет
Месяц
№
Тема занятия, задачи
Сентябрь
1-2
Звук «А» и буква А. Графическое изображение звука «А».
Рисование матрешек, написание буквы А в клетке. Место
звука и буквы в слове.
3-4
Звук «О» и буква О. Графическое изображение звука «О».
Рисование мячей, написание буквы О в клетке. Игра
«Схема-слово».
5-6
Звук «У» и буква У. Графическое изображение звука «У».
Рисование крючков, написание буквы У. Игра «Соедини
правильно».
7-8
Звук «Ы» и буква Ы. Графическое изображение звука
«Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».
9-10
Звук «Э» и буква Э. Написание буквы Э в клетке. Игры
«Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто
больше».
11-12
Закрепление пройденного материала, написание и чтение
слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет»,
«Закрась правильно», «Звуки и буквы».
13-14
Звук «Л» и буква Л, написание буквы Л, чтение слогов.
Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое
изображение звука «Л».
15-16
Звук «М» и буква М, написание буквы М, чтение слогов.
Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и
отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама»,
«мыло». Знакомство с ударением.
17-18
Звук «Н» и буква Н, написание буквы Н, чтение слогов.
Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко»,
«Слово, схема, предмет».
19-20
Звук «Р» и буква Р. Написание буквы Р, чтение слогов,
знакомство с предложением, чтение предложения. Игры
«Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и
слоги».
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
21 -22
Закрепление пройденного материала. Игры «Звук
потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно»,
«Звук и буква».
23 -24
Буква Я, написание буквы Я, чтение слогов, знакомство с
твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и
отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его
графическая запись.
25- 26
Буква Ю, написание буквы Ю. Чтение слогов, твердые и
мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут
девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая
запись.
27 - 28
Буква Е, написание буквы Е, чтение слогов, твердые и
мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини
правильно». Составление предложения и его графическая
запись.
29 -30
Буква Ё, написание буквы Ё. Чтение слогов, твердые и
мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши»,
«Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».
31- 32
Звук «И» и буква И, написание буквы И. Чтение слогов,
твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки»,
«Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».
33 -34
Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие
согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше».
Чтение предложения.
35 -36
Звуки «Г— ГЬ», «К-КЬ», буквы Г—К. Написание букв ГК. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово,
схема». Составление предложения и его
37 -38
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы Д-Т. Написание букв Д-Т,
чтение слогов, предложения. Написание букв Д-Т. Игры
«Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся»
39 -40
Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы В—Ф. Написание букв ВФ, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи
место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический
разбор слов.
41 -42
Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы 3-С. Написание букв 3-С.
Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи
место звука в слове», «Допиши и прочитай».
Фонетический разбор слов.
43- 44
Звуки «Х-ХЬ», буква X, написание буквы X, чтение
слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко»,
«Закончи предложение».
45 -46
Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы Б-П, написание букв Б-П,
чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини
правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.
Апрель
Май
47 -48
Звуки «Ж-Ш» и буквы Ж-Ш. Написание букв Ж-Ш.
Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет,
слово, схема». Запись и чтение слов.
49 -50
Звуки «Ч—Щ» и буквы Ч—Щ. Написание букв Ч-Щ,
чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи
словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор
слов.
51 -52
Звук «Ц» и буква Ц. Написание буквы Ц. Чтение слогов,
стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы
рассыпались».
53- 54
Звук «Й» и буква Й, написание буквы Й. Чтение слов,
стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет,
слово, схема».
55 -56
Буква Ь, написание буквы Ь. Чтение слов, стихотворения,
фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась»,
«Слово, схема», «Допиши слово».
57 -58
Буква Ъ, написание буквы Ъ, чтение слов, стихотворения.
Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди
букву».
59 -60
Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается
на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши
правильно»,
«Разгадываем
ребусы»,
«Отгадываем
загадки».
61- 62
Закрепление
пройденного
материала.
Игровые
упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь
и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко».
63- 64
Закрепление
пройденного
материала.
Игровые
упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь
и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко».
Планируемые результаты освоения детьми старшего возраста данной образовательной
программы
К концу учебного года ребенок:
- знает буквы русского алфавита;
- пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;
- понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
- определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользуется графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твердые согласные синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);
- умеет записывать слова условными обозначениями, буквами.
- соотносит звук и букву;
- пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами.
- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
- проводит звуковой анализ слов.
Содержание программы в подготовительно группе (6 – 7 лет)
Расширять знания и представления об окружающем мире. Формировать умение проводить
фонетический разбор слов. Закреплять умение соотносить звук и букву.
Формировать умение:
- читать слова, стихотворения, тексты;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами.
Познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка
к письму. Способствовать развитию логического мышления. Формировать умение понимать
прочитанный текст. Развивать интерес и способности к чтению. Формировать умение понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать умение самостоятельно
формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями.
Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Задачи подготовки детей к обучению грамоте (6-7 лет)
1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. определять место звука в трех позициях ( в
начале, в середине, конце слова).Давать характеристику слова.
2. Учить выделять и обозначать словесное ударение.
3. Познакомить детей с буквами русского алфавита, с некоторыми правилами орфографии.
4.При обучении чтению:
- формирование способа словоизмерения,
- формирование слогового чтения,
- формирование слитного чтения.
5. Дать представление о смысловой законченности предложения. Определять количество слов в
предложении ,их порядок.
6. Развивать фонематический слух, формировать ориентировку в звуко-буквенной системе языка.
Внимание, память.
7. Формировать навыки учебной деятельности.
Характеристика речевого развития
детей 6—7 лет
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7
годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500—4000. Активно используются
в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко - близко). Начинают применяться слова и
выражения с переносным значением (железный характер - твердый как железо). Дети овладевают
новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.).
Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма,
цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено
особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей.
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и
падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять ит. д.), используют
разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица).
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый - смелее, добрый - добрее),
новые слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница, сахар - сахарница), правильно употребляют
глаголы (бегал — бежал, пришел — ушел).
Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
В развитии связной речи происходят существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только
односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно
формулировать и задавать вопросы.
Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по
одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в
логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения
неустойчивы. Одной из сложнейших за-дач остается составление рассказов из личного опыта в
логической последовательности .
В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к
письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм
со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают
смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т. д.).
Тематическое планирование занятий
для детей от 6 до7 лет
Месяц
№
Тема занятия, задачи
Сентябрь
1
«Звуки и буквы» (закрепление). Игровое упражнение
«Прочитай и допиши правильно». Игры «Буквы рассыпались»,
«Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами».
2
«Звуки и буквы» (закрепление). Соотнесение звука и буквы,
чтение и отгадывание загадок. Игровое упражнение «Прочитай
и допиши правильно».
3
«Слова и слоги» (закрепление). Чтение пословиц. Игровое
упражнение «Соедини правильно». Игровое упражнение «Кто в
каком домике живет».
4
«Предложение, графические навыки» (закрепление). Игровое
упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление
предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в
клетку.
1
«В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись словотгадок, чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в
линейку.
2
«Игрушки». Игровые упражнения «Напиши правильно»,
«Допиши предложение», чтение загадок, рисование шариков в
тетради в линейку.
3
«Овощи». Игровые упражнения «Напиши правильно»,
«Соедини правильно», чтение загадок, рисование огурцов в
тетради в линейку.
4
Фрукты». Игровые упражнения «Напиши правильно», «Что где
растет», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен,
яблок в тетради в линейку.
1
«Осень». Чтение загадок, рассказа, пословиц об осени.
Рисование осенних листьев в тетради в линейку.
2
«Домашние животные». Чтение загадок, игровое упражнение
«Напиши правильно», чтение рассказа К. Д. Ушинского
«Васька», рисование кошки в тетради в линейку.
3
«Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое
упражнение «Допиши предложение», чтение загадок, рисование
зайца в тетради в линейку.
4
«Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игровое
упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование
Чебурашки в тетради в линейку.
1
«Зима». Чтение загадок, рассказа о зиме, составление
предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
линейку.
Январь
Февраль
Март
2
«Зима». Чтение загадок, рассказа о зиме, составление
предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в
линейку.
3
Тема «Новый год». Чтение стихотворения, игровое упражнение
«Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных
картинок, рисование елочных шариков в тетради в линейку
4
Тема «Новый год». Чтение стихотворения, игровое упражнение
«Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных
картинок, рисование елочных шариков в тетради в линейку
1
«Транспорт». Игровое упражнение «Напиши правильно»,
чтение загадок, рисование вагончиков в тетради в линейку.
2
«Транспорт». Игровое упражнение «Напиши правильно»,
чтение загадок, рисование вагончиков в тетради в линейку.
3
«Профессии». Игровые упражнения «Прочитай и допиши
предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.
1
«Природные явления». Чтение пословиц, стихотворения о
природных
явлениях,
игровое
упражнение
«Соедини
правильно». Соотнесение звука и буквы.
2
«Лес». Чтение рассказа, загадок о деревьях, игровое
упражнение «Что перепутал художник», рисование желудей,
грибов в тетради в линейку.
3
«Лес». Чтение рассказа, загадок о деревьях, игровое
упражнение «Что перепутал художник», рисование желудей,
грибов в тетради в линейку.
4
«Насекомые». Разгадывание кроссворда, игровое упражнение
«Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в
тетради в линейку.
1
«Птицы». Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение
загадок, рассказа К. Д. Ушинского «Дятел», рисование птички в
тетради в линейку.
2
«8 Марта». Чтение стихотворения Т. Шорыгиной, написание
поздравлений женщинам и рисование для них букетов цветов.
3
«Цветы». Разгадывание кроссворда, игровое упражнение
«Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в
линейку.
4
«Цветы». Разгадывание кроссворда, игровое упражнение
«Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в
линейку.
Апрель
Май
1
«Весна». Чтение загадки, рассказа Н. Сладкова «Весенние
радости», игровое упражнение «Соедини
правильно»,
рисование подснежников в тетради в линейку.
2
«Весна». Чтение загадки, рассказа Н. Сладкова «Весенние
радости», игровое упражнение «Соедини
правильно»,
рисование подснежников в тетради в линейку.
3
«Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игровые упражнения
«Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о
лете, рисование грибов в тетради в линейку.
4
«Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игровые упражнения
«Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о
лете, рисование грибов в тетради в линейку.
1
«Ребусы». Разгадывание ребусов.
2
«Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.
3
Скоро в школу». Чтение стихотворения и пословиц о школе,
игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и
написание ответов на них.
4
Скоро в школу». Чтение стихотворения и пословиц о школе,
игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и
написание ответов на них.
Планируемые результаты освоения детьми среднего возраста данной образовательной
программы
К концу учебного года ребенок:
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывает слова, предложения печатными буквами;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
- ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;
- овладевает предпосылками учебной деятельности.
Список использованной литературы
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,
2000.
Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999.
Л. Е. Журова Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические
рекомендации. М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2013г Л. Е. Журова Подготовка к обучению грамоте
детей 5-6 лет. Конспекты занятий. М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2010г
Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте.
Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. М.: «Школьная Пресса», 2004г
Маханёва М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4—5 лет. Методическое пособие. 2-е изд.,
испр. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5—7 лет. Методическое
пособие. — 2-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.
М., 2010.
«От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 1995- 2014.
«От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М., 1996-2014. «Звуки и буквы». Демонстрационный
материал для занятий с детьми 5-7 лет. М., 1998-2014.
«Разноцветная планета». Основная образовательная программа дошкольного образования / Под
редакцией Е. А. Хамраевой. М., 2012.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1999.
ЭльконинД. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.,1995.
Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей до-школьного возраста. М., 2004.
«Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. М., 1997-2014.