Положение о логопункте

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
624090 Свердловская область, городской округ Верхняя Пышма, улица Феофанова 2 «А»
УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург
БИК 016577551 р/с 03234643657320006200 к/с 40102810645370000054
Тел/ факс 8 343 68 4-72-41
dc6zr@yandex.ru сайт:6vp.tvoysadik.ru

Принято на общем собрании
трудового коллектива
Протокол № 1 «30»августа 2023 г.
Председатель СТК
____________ К.К. Королёва

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ «Детский сад» № 6
________________ А.А. Коренькова
Приказ №36 от 30 августа 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 6»

ГО Верхняя Пышма

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 6» (далее –
Учреждение), регламентирует деятельность Учреждения, осуществляющей образовательную
деятельность, в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения
устной и (или) письменной речи (далее – воспитанники) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных), в соответствии с:
• Федеральным

законом

от

29.12.2012

№

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;
• Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 года за № 1155;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№1014

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
• Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области № 05-05-805 от 25.03.02 г. «О примерном положении о логопедическом
пункте при ДОУ»;
• Распоряжением

«Об

утверждении

примерного

Положения

об

оказании

логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
№ Р-75 от 06.08.2020 г.»
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.41.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций»;
• Уставом МАДОУ «Детский сад № 6».
1.2. Положение утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и
дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются
приказом руководителя Учреждения.
1.3.

Логопедический

пункт

является

структурным

подразделением

МАДОУ «Детский сад № 6».
1.4. Количество штатных единиц учителей-логопедов:
1) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной
2

программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда

на 6-12

воспитанников;
2) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных

программ,

развитии

и

социальной

адаптации,

(проведении

коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда 20-25 таких воспитанников;
3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
Учреждения, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25
воспитанников (согласно пункта 2.3. Примерного положения об оказании логопедической
помощи

в

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность

№

Р-75

от 06.08.2020 г.).
1.5. Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, оборудованный с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(Приложение № 5).
1.6. Общее руководство и ответственность за деятельность логопедического пункта
несет руководитель МАДОУ.
1.7. При оказании логопедической помощи ведется документация согласно приложению
1 к Положению.
2. Цели и задачи логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт МАДОУ создается в целях своевременного выявления и
устранения или компенсации отклонений в развитии устной речи воспитанников, а также в
освоении ими образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:
• организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
• организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными
нарушениями речи;
• организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
3

предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации
и содержания логопедической работы с воспитанниками.
3. Направления деятельности логопедического пункта
Основными направлениями деятельности логопедического пункта являются:
• диагностическое – своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников
МАДОУ; отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении
образовательной программы дошкольного образования;
• коррекционно-развивающее – создание условий для эффективной коррекции или
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида
деятельности; составление и реализация индивидуальных маршрутов коррекции в зависимости
от тяжести нарушения и особенностей каждого воспитанника, принятого на логопедический
пункт;
• информационно-просветительское и профилактическое – создание условий,
направленных на повышение профессиональной компетенции педагогических работников
МАДОУ, педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах
речевого развития детей дошкольного возраста, а также профилактики нарушений устной и
письменной речи у воспитанников;
• информационно-аналитическое – сбор и анализ информации о деятельности
логопедического пункта; повышение профессиональной квалификации; обмен опытом и
информацией с другими представителями профессионального сообщества.
4. Комплектование логопедического пункта
4.1. Комплектование логопедического пункта (утверждение списочного состава детей,
зачисленных на логопункт) осуществляет заведующий МАДОУ «Детский сад № 6».
4.2. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (Приложение № 2, № 3, № 4).
4.3. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк.
4

Комплектование логопедического пункта осуществляется на основании педагогических
заключений следующего характера:
• ФНР (фонематическое недоразвитие речи);
• ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
• ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
• ОНР (общее недоразвитие речи) I, II, III уровней;
• Заикание.
4.4. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
ДОУ в индивидуальной и (или) подгрупповой формах. Количество и периодичность
подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом
выраженности речевого нарушения, рекомендаций ПМПК, ППк. Родителям детей, имеющих
общее недоразвитие речи I, II, III уровня с клиническими диагнозами (дизартрия, ринолалия,
алалия), заиканием и задержкой психического развития рекомендуется прохождение
обследования в ПМПК.
4.5. На каждого зачисленного ребенка на логопедический пункт заполняется речевая
карта с индивидуальным маршрутом коррекции и развития.
4.6. Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети
старшего дошкольного возраста (5-7 лет), недостатки речи которых препятствуют успешному
усвоению образовательной программы МАДОУ или вызывают появление вторичных
нарушений социального характера.
4.7. Обследование речи детей среднего и младшего дошкольного возраста проводится
по запросу родителей (законных представителей) в течение года.
По

запросу

педагогических

работников

возможна

организация

внеплановых

диагностических мер в отношении детей, демонстрирующих признаки нарушения устной и
(или) письменной речи. В данном случае педагогу необходимо подготовить педагогическую
характеристику на воспитанника с признаками нарушения устной и (или) письменной речи
(Приложение № 3) и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед проводит диагностические мероприятия (с учетом пункта 4.2 Положения).
4.8. Предельная

наполняемость

логопедического

пункта

–

25

человек

на 1 ставку учителя-логопеда.
4.9. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется учителем-логопедом
не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое: входное (с 1 по 15 сентября) и

5

контрольное

(с

15

по

30

мая).

Данные

первичного

логопедического

обследования вносятся в протоколы.
Входное и контрольное диагностическое мероприятия включают в себя проведение
общего срезового обследования детей, обследования воспитанников по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной
речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной

работы

учителя-логопеда

и

другие

варианты

диагностики,

уточняющие речевой статус ребенка.
4.9. Зачисление на логопункт и отчисление с логопункта осуществляется на основании
приказа заведующего МАДОУ «Детский сад № 6»:
➢ зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года, по мере освобождения мест.
➢ отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка, по
решению ПМПк МАДОУ «Детский сад № 6».
4.9.2. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии

с

пунктом 4.8. данного Положения.
Для детей, получающих образование вне Учреждения (в форме семейного образования),
а также для детей, не посещающих МАДОУ, также необходимо предоставление медицинской
справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений
дошкольного образования» (согласно Примерного положения об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность № Р-75 от 06.08.2020
г., пункта 3.3).
5. Организация деятельности логопедического пункта
5.1. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
МАДОУ «Детский сад № 6», в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах.
Количество

и

периодичность

групповых/подгрупповых

и

индивидуальных

занятий

определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника,
рекомендаций ПМПК, ППк.
5.2. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом

на

основании

рекомендаций

ПМПК,

ППк

и

результатов

логопедической диагностики.
6

5.3.Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений,
индивидуально-личностных особенностей детей и могут варьироваться от 6 месяцев до 2
учебных лет.
5.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с детьми из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная и иная.
5.5. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы детей (в
соответствии с режимом работы ДОУ) с любых занятий, проводимых педагогом в группе.
5.6. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников МАДОУ, родителей (законных представителей), которая
предполагает

информирование

о

задачах,

специфике,

особенностях

организации

коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
− постоянно действующей консультативной службы для родителей;
− индивидуального

и

группового

консультирования

родителей

(законных

представителей), педагогических и руководящих работников МАДОУ «Детский
сад № 6»;
− информационных стендов.
5.7. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью

речевого

нарушения

и

требованиями

адаптированной

основной

образовательной программы и составляет не менее 2-х логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее 2-х логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

7

При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей)
по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и
обеспечения социальной ситуации развития (при созданных условиях в ДОУ).
5.8. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
o для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин;
o для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин;
o для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин;
o для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 мин;
o для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
5.9. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования
– не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом) не более 12 человек;
6. Участники коррекционно-логопедического процесса
6.1. Общее

руководство

логопедическим

пунктом

осуществляется

заведующим МАДОУ, включающее в себя:

• создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
• организация логопедического кабинета, отвечающего санитарно-гигиеническим
нормативам, его оборудование;

• осуществление контроля за деятельностью логопедического пункта.
6.2. Заместитель заведующего по ВОР:
• планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей
(законных представителей) МАДОУ «Детский сад № 6» по вопросам освоения образовательной
программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными на логопедический
пункт;
• обеспечивает
работников

повышение

Учреждения,

профессиональной

педагогической

компетентности

компетентности

педагогических

родителей

(законных
8

представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста;
• обеспечивает

взаимодействие

в

разработке

и

реализации

коррекционных

мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций,
специализирующихся

в

области

оказания

поддержки

воспитанникам,

имеющим

нарушения речи;
• контролирует:
✓ применение

педагогических

технологий,

обеспечивающих

коррекцию

и

компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
✓ соблюдение

требований

к

максимально

допустимому

объему

недельной

образовательной нагрузки;
✓ динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в логопункт.
6.3. Учитель-логопед:

• несет ответственность за выявление детей с первичной речевой патологией,
организацию коррекционного процесса и качество коррекционного обучения детей с
нарушениями речи;

• оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям (законным
представителям) воспитанников;

• информирует родителей (законных представителей) о состоянии речи ребенка, о
методах и способах преодоления выявленных нарушений речи, о возможных последствиях в
случае отказа от специализированной помощи или несоблюдения всех рекомендаций;

• работает в тесном контакте с педагогом-психологом МАДОУ;
• осуществляет

профилактику

возникновения

первичных

и

вторичных

речевых нарушений;

• информирует Педагогические советы о задачах и содержании работы на
логопедическом пункте;

• повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам;

• составляет ежегодный аналитический отчет;
• консультирует родителей воспитанников, не посещающих логопедический пункт,
после логопедического обследования ребенка.
6.4. Воспитатель:

• создает предметно-развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений устной и письменной речи воспитанников группы;
9

• наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, выявляет предпосылки
и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов
устной речи воспитанников группы;

• планирует индивидуальную работу по развитию речи воспитанников группы,
зачисленных на логопедический пункт – по рекомендациям учителя-логопеда;

• в течение дня: на занятиях, в играх, во время режимных моментов и других видах
деятельности контролирует правильное произношение звуков воспитанниками, посещающими
логопедические занятия (на этапе автоматизации в словах, фразах, тексте) – по рекомендации
учителя-логопеда;

• взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
детей МАДОУ по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования
воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;

• разъясняет родителям воспитанников, посещающих логопедический пункт,
рекомендации учителя-логопеда.
6.4. Родители (законные представители):

• создают в семье условия, благоприятные для соматического, эмоционально-волевого,
интеллектуального и речевого развития ребенка;

• обеспечивают регулярное посещение ребенком занятий на логопедическом пункте в
соответствии с расписанием;

• выполняют рекомендации учителя-логопеда и других специалистов (невролога,
педагога-психолога);

• формируют у ребенка мотивацию к занятиям;
• проводят целенаправленную и систематическую работу по закреплению и
автоматизации у ребенка навыков, сформированных учителем-логопедом во время занятий
(регулярно отмечается в тетради для индивидуальной работы и взаимосвязи с родителями).
В

случае

неисполнения

родителями

(законными

представителями)

перечисленных

обязанностей за результат коррекционной работы учитель-логопед ответственности не несет.

10

Приложение № 1
ДОКУМЕНТАЦИЯ МАДОУ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Учитель-логопед ведёт контрольно-регистрирующую и планирующую документацию,
которая включает в себя:
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

11

Приложение № 2
Заведующей МАДОУ «Детский сад № 6»
Кореньковой А.А.
от ___________________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя) на проведение
логопедической диагностики
Я,
________________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя)

_________________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) воспитанника(цы)_____________________________
(нужное подчеркнуть)

_________________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, группа)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка
«___» ____________ 2020г. / ______________ / _____________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

12

Приложение № 3
Заведующей МАДОУ «Детский сад № 6»
Кореньковой А.А..
от ___________________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я,
_______________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
_________________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть)
_________________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-медикопедагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть)
«___» ____________ 202ог. / ______________ / _____________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

13

Приложение № 4
СОГЛАШЕНИЕ
Я,
________________________________________________________________________________
(ФИО родителя, законного представителя)
________________________________________________________________________________
согласен(на) на индивидуальный образовательный маршрут (фи ребёнка) с возможностью
брать по непрофильной ОП (на основании комментарий к ФГОС ДО)
«___» ____________ 2020г. / ______________ / _____________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

14

Приложение № 5
ОСНАЩЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. При оснащении помещения для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
предусматривается рабочая зона учителя-логопеда, зона коррекционно-развивающих занятий
и игровая зона.
В рабочей зоне учителя-логопеда размещается мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и
родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда оборудуется
рабочим местом, канцелярией, оргтехникой.
Зона коррекционно-развивающих занятий оборудуется приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для
планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны предусматривается полифункциональное, многопрофильное
модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных,
сенсомоторных и творческих возможностей детей.
Паспорт кабинета для логопедических занятий.
Документация
• Должностные инструкции логопеда.
• Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
• Паспорт кабинета.
• Речевые карты.
• Тетради взаимосвязи с воспитателями.
• Тетрадь по работе с родителями.
• Перспективные планы работы логопункта.
• Календарно-тематическое планирование.
• Циклограмма работы логопеда.
• График работы логопедического кабинета.
• Расписание занятий.
• Тетради индивидуальной работы с детьми.
• Списки детей, зачисленных на логопункт.
• Рабочая программа логопеда
Оснащение логопедического кабинета
1.

Настенное зеркало – 1 шт.

2.

Детские столы – 5 шт.

3.

Детские стулья – 11 шт.

4.

Стол для логопеда с тумбой – 1 шт.

5.

Стол для логопеда с надстроенной полкой – 1 шт.
15

6.

Стеллаж для пособий – 1 шт.

7.

Шифоньер – 1 шт.

8.

Мини-полочка – 1 шт.

9.

Магнитно-маркерная доска – 1 шт.

10.

Лампа дневного освещения – 1 шт.

11.

Коробки, папки для хранения пособий.

12.

Ксерокс – 1 шт.

13.

Часы настенные – 1 шт.

14.

Лампа бактерицидная – 1 шт.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
1.

Палочки ватные.

2.

Спирт медицинский.

3.

Вата стерильная.

4.

Пособия для индивидуальной работы.

5.
Текстовый материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой
структурой слова (авторские разработки)
6.
Материалы для обследования устной речи.
Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете
Разделы
Дидактические игры и пособия
Развитие
внимания, «Умные шнурочки. Ниткография», «Действия. Часть 2: ПЛЫВЕТ,
памяти,
словесно- ПОЛЗЕТ, ПРЫГАЕТ, ВИСИТ, ЛЕЖИТ»
логического мышления, «Подбери нужное. Для детей от 5 до 10 лет», Радуга
зрительно«Логический поезд», Витаминка, серия «Умные игры»
пространственных
А. Дудникова «Развитие пространственных представлений «Догони
отношений,
мяч»
сенсомоторных
процессов
Формирование
Е.А. Азова, О.О. Чернова Домашняя тетрадь логопедическая. Учим
звукопроизношения
звуки С, Сь
Т.А. Волкова Квазиомонимы (С, З, Ц)
Т.А. Волкова Квазиомонимы (Ш, Ж, Ч, Щ)
Т.А. Волкова Квазиомонимы (Л, Ль, Р, Рь)
Ю.В. Гурин Развиваем речь. Непослушная коза (С, З)
Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева Логопедия для дошкольников. Звуки С,
З, Ц
Л.А. Комарова Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для
закрепления звуков С, З, Ц
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для
закрепления звуков Сь, Зь
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для
закрепления звука Л
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для
16

закрепления звука Ль
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для
закрепления звука Р
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для
закрепления звука Рь
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для
закрепления звука Ль
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Логопедическая раскраска для
закрепления звука Ль
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Логопедическая раскраска для
закрепления звука Ль
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Логопедическая раскраска для
закрепления звука Р
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Логопедическая раскраска для
закрепления звука Рь
Логопедическая раскраска. Звуки З, Зь
Логопедическая раскраска. Звуки З, Зь
Логопедическая раскраска. Звуки Р, Рь
Логопедия в картинках
Г.Е. Михайловская, Н.И. Сахарова Собираем предложения. Звуки С,
Сь, Ц. Опорные картинки для автоматизации звуков и
формирования лексико-грамматических представлений у детей.
Г.Е. Михайловская, Н.И. Сахарова Собираем предложения. Звуки З,
Зь. Опорные картинки для автоматизации звуков и формирования
лексико-грамматических представлений у детей.
Г.Е. Михайловская, Н.И. Сахарова Собираем предложения. Звуки
Ш, Ж, Ч, Щ. Опорные картинки для автоматизации звуков и
формирования лексико-грамматических представлений у детей.
Г.Е. Михайловская, Н.И. Сахарова Собираем предложения. Звуки Л,
Ль. Опорные картинки для автоматизации звуков и формирования
лексико-грамматических представлений у детей.
Г.Е. Михайловская, Н.И. Сахарова Собираем предложения. Звуки Р,
Рь. Опорные картинки для автоматизации звуков и формирования
лексико-грамматических представлений у детей.
Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С,
Сь
Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки З,
Зь, Ц
Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л,
Ль
Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки П,
Б, Пь, Бь
Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь
Г.А. Османова, Л.А. Позднякова Учимся правильно произносить
звуки Р и Рь
Т.С. Резниченко Говорим правильно З, Ц
Т.С. Резниченко Говорим правильно Л, Ль
Серия Я учусь выговаривать С, З, Ц
Серия Я учусь выговаривать Л
Н. Теремкова «Посвистим и пожужжим, порычим и позвеним!» (С,
17

Сь, З, Зь, Ц)
Теремкова «Дружу со звуками, говорю правильно» (С, Сь, З, Зь, Ц)
Н. Теремкова «Посвистим и пожужжим, порычим и позвеним!» (Ш,
Ж, Ч, Щ)
Н. Теремкова «Дружу со звуками, говорю правильно» (Ш, Ж, Ч, Щ)
Н. Теремкова «Посвистим и пожужжим, порычим и позвеним!» (Р,
Рь, Л, Ль)
Н. Теремкова «Дружу со звуками, говорю правильно» (Р, Рь, Л, Ль)
Т.А. Ткаченко Логопедический альбом. Правильно произноси звук
С
Т.А. Ткаченко Логопедический альбом. Правильно произноси звук
Л
.А. Ткаченко Логопедический альбом. Правильно произноси звук Р
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звук С, Сь)
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звук З, Зь, Ц)
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звук Л)
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звук Ль)
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звук Ш, Ж, Ч,
Щ)
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звук Р, Рь, Л,
Ль)
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звук С, Сь, З,
Зь, Ц)
Формирование
Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька,
фонематического
свисток; Т.И. Гризик В мире слов. Развитие речи
восприятия и навыков Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева Думай-говори. Занимательные
звукового анализа.
упражнения по развитию речи дошкольников
Грамота

Магнитный набор «Символы звуков» (вся фонетика русского языка)
Т.В. Александрова Живые звуки или Фонетика для дошкольников
В.Буйко, Г.Сыропятова Логопедические игралочки. Свистящие и
шипящие, Л и Р
Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко Занимательные
упражнения по развитию речи. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф
Настольные игры:
«Почитаем/посчитаем», ИгриКо
«Большой-маленький от 2 лет», Радуга
«Деревья и цветы. Первое чтение. Для детей от 5 до 7 лет», Радуга

Формирование лексико- Настольные игры:
грамматического строя «Умный телефон», «Маленькие слова» (предлоги). Игра для детей
речи
от 5 до 10 лет, Радуга, карточки с предметными картинками по
лексическим темам
«Угадай профессию. Кем работают папы?» 4+
«Профессии. Игра для детей от 3 лет»
«Первое чтение. Животные»
«Определения»
«Панорама. Ферма»
Папки с раздаточными листами по лексическим темам (старшая
18

Связная речь

Развитие
моторики,
дыхания

группа, подготовительная группа)
Т.И. Гризик В мире слов
Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.Л. Солошенко Думай-говори.
Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Звуки
К, Г, Х, Й; твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки
В.П. Глухов, Ю.А. Труханова «Наши дети учатся рассказывать».
В.П. Глухов, Ю.А. Труханова «Наши дети учатся сочинять и
рассказывать».
Н.В. Нищева, «Играйка. 8 игр для развития речи дошкольников, 1
альбом»
Н.В. Нищева, «Играйка. Игры для развития речи дошкольников, 3
альбом»
Н.В. Нищева, «Играйка, собирайка. Игры и упражнения для
развития речи младших дошкольников, 4 альбом»
О.А. Новиковская Альбом. Как научиться быстро говорить от 1 года
до 4 лет. Развитие речи. Звуки, слова, фразы.
«Загадки в картинках. Детям 5-7 лет»
«Парочки», Витаминка
мелкой «Собери бусы», «Собери урожай», сенсорная коробка «Дары
речевого природы», «Цветная поляна. Сортер с пинцетом»

Специальная литература
1.
С.В. Бойкова «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет): В помощь
учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям». – СПб.: КАРО, 2007.
2.
В.В. Волина «Учимся играя» – М.: Новая школа, 1994.
3.
Л.П. Носкова «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать». Учебное пособие для
дошкольников и младших школьников. 1-е изд. – Смоленск.: Ассоциация XXI век, 1999.
4.
Л.П. Носкова «Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок». Учебное пособие
для дошкольников и младших школьников. 1-е изд. – Смоленск.: Ассоциация XXI век, 1999.
5.
М.А. Полякова «Самоучитель по логопедиии. Универсальное руководство». – М.:
Т.Дмитриева, 2015.
6.
Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить. Часть 1» – М.:
Просвещение, 1995.
7.
Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить. Часть 2» – М.:
Просвещение, 1995.
8.
О.Н. Земцова «Грамотейка для детей 3-4 лет» - ОО «Издательская группа «АзбукаАттикус» - 2013 год.
9.
Ю.А. Фадеева Г.И. Пичугина «В мире слов, букв и звуков» - издательство «Творческий
центр Сфера» - 2015 год.
10.
«Энциклопедия подготовки к школе» - ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС» 2006 год
11.
Е.А. Чевычелова «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» - Издательство «Учитель»
Волгоград — 2013 год.
12.
Е.А. Бухтоярова «Программа развития связной речи детей 5-7 лет» Издательство
«Учитель» Волгоград — 2012 год
13.
А.А. Наумов Т.Э. Токаева «Специальный педагог дошкольного учреждения» Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
19

14.
Э.Ф. Курмаева «Коррекционно-логопедичекая работа с детьми 5-7 лет» - Издательство
«Учитель» Волгоград — 2012 год
15.
Е.А. Баландина Л.В. Басаргина «Проектирование образовательной программы»
Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
16.
Л.Е. Кыласова «Индивидуальная речевая карта» Издательство «Учитель» Волгоград —
2013 год
17.
В.В. Докутович Л.Е. Кыласова «Дневник учителя-логопеда ДОУ» Издательство
«Учитель» Волгоград — 2013 год
18.
О.В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия» Издательство «Учитель»
Волгоград- 2012 год
19.
О.Н. Земцова «Грамотейка для детей 4-5 лет» ОО «»Издательская группа «АзбукаАттикус» - 2013 год.
20.
М.В. Вышегородская И.Г. Елизарова Л.В. Васильева «Интегрированная образовательная
деятельность в логопедической группе ДОУ» Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС»- 2014 год
21.
Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с
речевыми нарушениями» ОО «Творческий центр СФЕРА» - 2006 год
22.
Ю.В.
Микляева
«Логопедический
массаж
и
гимнастика.
Работа
над
звукопроизношением» Москва АЙРИСС-ПРЕСС — 2010 год
23.
Н.В. Новоторцева «Развитие речи дошкольников и коррекция недостатков в детском
саду» Ярославль Академия развития — 2012 год
24.
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - Санкт — Петербург издательский
дом «Литера» - 2011 год.
25.
Н.В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет» Издательство «Учитель»
Волгоград — 2014 год
26.
Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. - М, 1999.
27.
З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, 2004.
28.
Лопухина И. Логопедия. С.-П., Дельта, 1999г.
29.
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.
30.
Коноваленко В. Логопедические раскраски для закрепления произношения звуков: л, р,
с, з, ц, ж, ш, ч, щ. М., 1998г.
31.
Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
32.
Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. С.-П., 1998г.
33.
Новоторцева Н. Рабочие тетради по развитию речи на все группы звуков. Ярославль,
1996г.
34.
Успенская Л., Успенский М. Учитесь правильно говорить. (ч 1-2) М., 1995г.
35.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997г.
36.
Агранович З. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры
слов у детей. С.-П., Детство-Пресс, 2004г.
37.
Колесникова Е. Развитие звуковой культуры речи. М., Гном-пресс, 1998г.
38.
Колесникова Е. Раз - словечко, два - словечко. М. Гном-Пресс, 1997г.
39.
Тумакова Г. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991г.
40.
Цвынтарный И. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. С.-Петербург, Лань,
1998г.
41.
Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. С.-П., Питер, 1999г.
42.
Ткаченко. Т. Формирование лексико-грамматических представлений. С.-П., Детствопресс,1998 г.
20

43.
Дурова Н. От звука к букве. От слова к звуку. Поиграем в слова. М., 2001г.
44.
Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
45.
Жукова Н. Логопедия. Екатеринбург,1998г.
46.
Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
ОНР,2005 г.
47.
Смирнова Л. Логопедия в детском саду. М., 2004г.
48.
Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., 1998г.
49.
Ткаченко Т. Формирование и развитие связной речи, С.-П. Детство-пресс, 1998г.
50.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушение речи у детей. М., 1993г.
45. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Москва Просвещение 1985г.
46. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для
логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000.
47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение»2008год.
48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. -Москва «Просвещение»,
2008.
49. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. — 95 С.
50. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, 2001.
51. Косинова Е.М. Уроки логопеда: Игровые тесты. – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2005.
52. Косинова Е.М. Уроки логопеда: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2003.

21

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».