программа одаренный ребенок 2024-2025

Содержание программы

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Паспорт программы
Актуальность
Концептуальные основы детской одаренности.
Цель и задачи, направления программы
Планируемые результаты реализации программы
Мониторинг качества реализации программы
Содержательный раздел
Механизм реализации программы.
Общие принципы реализации учебно-воспитательного
процесса с одаренными детьми.
Формы работы с детьми с одаренными детьми.
Направление работы в рамках программы.
Основные этапы реализации программы.
Оценка эффективности реализации программы
Организационный раздел
Особенности организации предметно пространственной
среды
Материально- техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Заключение
Список литературы
Приложения

2
3
3
9
10
10
11
12
13
13
16
16

19
22
24
25
25
26

1. Целевой раздел
1.1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Наименование
Программы

Программа «Одарённый ребёнок» психолого-педагогического
сопровождения одаренных детей дошкольного возраста МАДОУ
«Детский сад № 6»




Основание для
разработки
программы






Заказчики
программы
Руководитель
программы
Исполнители

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326;
№ 30, ст. 4036) п. 6 ч. 1 ст. 6.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об
утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с
изменениями на 18 сентября 2021 года;
Устав МАДОУ «Детский сад №6»,
Положением о работе с одарёнными детьми в МАДОУ «Детский
сад № 6»

Родители (законные представители), педагогический коллектив.
Заместитель заведующего по воспитательно- образовательной работе
Шептилич Т.Е.

программы

Участники образовательного процесса (педагоги, специалисты, дети,
родители (законные представители)

Срок реализации

2024-2026 г.г.

Цель

создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития
талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со
способностями.

Задачи
программы

-выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях
ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и
одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой,
психомоторной (спортивной) и академической одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы

Система контроля за
исполнением
программы

-создание банка данных детей с предпосылками различных видов
одаренности.
-повышение уровня индивидуальных достижений детей в
образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к
которым у них есть способности.
-высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей
с общей одаренностью.
Результаты мониторинга качества образования, административный,
тематический контроль с оказанием практической помощи.

Бюджетные, внебюджетные средства.
Источники
финансирования

1.2.

Актуальность программы

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это
связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее
духовного возрождения. Современная социокультурная и образовательная ситуация
выдвинула в качестве приоритетной проблему ранней диагностики одаренности детей.
Создание оптимальных условий для воспитания и образования одаренных детей решает
насущную задачу формирования творческого потенциала общества.
Под одаренностью понимают высокий уровень развития способностей детей,
позволяющий ему достигать успехов в определенных областях деятельности. К группе
одаренных детей могут быть отнесены дети среднего и старшего дошкольного возраста,
которые имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности;
имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность,
испытывают радость от умственного труда. Для таких детей характерна высокая скорость
развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционное мышления.
Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка
способностей ребенка дает возможность в основном увидеть наличие одаренности и
определить степень ее выраженности.
Способности- это такие психические качества, которые присущи людям в равной
степени и отличают одного человека от другого. Они существуют развиваются и проявляются
в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами
деятельности и возможностью достижения того или иного уровня успешности в их
осуществлении.
Три условных категории одаренности:
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих
равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в
определенной области науки.
3. Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, незаурядными умственными резервами.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется еще несколькими
обстоятельствами: в современном российском обществе возрастает потребность в людях
неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и
формулировать новые, перспективные цели.

Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной
жизни общества завтра.
1.3. Концептуальные основы детской одаренности
В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного
общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационнотехническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость
создания нового поля образовательной деятельности в России. Большое влияние на
совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества.
Говоря о единых образовательных стандартах, Федеральной образовательной программе ДО
в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать
творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая
может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных
жизненных ситуациях. Одним из путей решения данной проблемы является создание условий
для развития способностей каждого ребёнка.
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и
раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в
дошкольной психологии и педагогике. А.М. Матюшкин разработал «Концепцию творческой
одаренности», Л.А Венгер с авторским коллективом разработал программу «Одаренный
ребенок». Е.С. Белова «…сравнила одаренность со звездой, свет которой пронизывает каждого
человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов». Работа с
одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на
индивидуальность.
При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок
может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей,
одаренности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей
составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
До сих пор в науке и педагогической практике нет общего представления о природе
одаренности, а есть альтернативные подходы к ней: представлены две противоположные
точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является
каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей
и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения,
одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному
проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц
золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае, детям необходимо целенаправленное
развитие.
Среди разнообразных определений одаренности нам импонирует понятие,
предложенное А. И. Савенковым.
 Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а
формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь
успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том,
чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал. Ведь, каждый ребенок
уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной
траектории. Задача взрослых – увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить
ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет
наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.
"Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово — это как в русском, так
и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность»,
мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не
заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются
в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его
действий.
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших
ресурсов.
Модель одаренности
• Способности выше среднего или таланты;
• Настойчивость и усердие в решении задач;
• Креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в
оригинальных способах достижения результатов. Одаренных людей объединяет творческий
поиск и новаторство.
Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой
деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная
потребность познавать.
Портрет одаренного ребенка Кто же он? Одаренный ребенок…
• Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
• Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
• Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
• Склонен к рискованным действиям.
• Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием,
улучшением общества, предметов, систем.
• Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут
не казаться другим смешными.
• Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
• Не конформист, не приспособленец, не боится отличаться от других.
• Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического
изучения.
• Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть
выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Среди них:
 быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
 использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения
в заданной ситуации – стремление все делать посвоему;
 самостоятельное принятие решений, склонность тщательно анализировать проблему
до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснованность собственных действий
(саморегуляция);
 выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладение предметом,
ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый
взгляд идей и решений (для поведения одаренного ребенка характерно главным образом
новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему
открывать новые приемы и закономерности);
 повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной
действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо
определенным
формам
собственной
активности
(физической,
познавательной,
художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием
чувства удовольствия;

 повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной
любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы
исходных требований деятельности;
 ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное
дело;
 предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации,
неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
 «вопросительность»: количество, сложность и глубина вопросов, которые задают
одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников;
 высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству
(перфекционизм).
По степени сформированности одаренность можно дифференцировать на
актуальную и потенциальную.
Актуальная одаренность– характеристика ребенка с такими наличными (уже
достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком
уровне выполнения деятельности по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность – характеристика ребенка, который имеет лишь
определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или
ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент
времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может
сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами,
недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой
образовательной среды и т.д.).
По форме проявления можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и
отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не
замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об
отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и
лишить необходимости помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит
будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно
такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
По широте проявлений в различных видах деятельности можно выделить общую и
специальную одаренность.
Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину
эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее
целенаправленности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее
саморегуляция.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и
обычно определяет в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и
т.д.).
Признаки одаренности могут быть проанализированы по нескольким критериям:
 по особенностям деятельности;
 по виду одаренности;
 по степени сформированности;
 по форме проявления; по широте проявлений;
 по возрастному проявлению.

1.4. Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для построения воспитательно - образовательного процесса,
направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие
одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1 Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей
дошкольного возраста.
2 Выявить детей с предпосылками одаренности.
3 Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей.
4 Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом
направлении.
5 Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников
детского сада.
Задача родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности
ребенка; учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Проблема: Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого
ребенка обуславливает необходимость формирования развивающего
и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Планируемые результаты:
1 Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных,
творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
2 Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей
одаренностью.
Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми:
 индивидуализации и дифференциации обучения;
 максимальное разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
 создание условий для разнообразной совместной деятельности детей при минимальном
участии педагогов;
 свобода выбора детьми образовательной развивающей деятельности;
 организация услуг, помощи, наставничества.
1.5. Планируемые результаты реализации программы
1. Высокий уровень индивидуальных достижений воспитанников – победы и участие в
соревнованиях, выставках разных уровней;
2. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей
одаренностью.
3. Внедрение в образовательный процесс с детьми среднего и старшего дошкольного
возраста инновационных форм работы.
4. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению
и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста.
5. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях
«Речевое развитие»., «Познавательное развитие»., «Художественно-эстетическое развитие».,
«Социально-коммуникативное развитие»., «Физическое развитие»., творческих других
направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
6. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
7. Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного
возраста;
8. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение
количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению, поступлению в
профильные классы;

9. Рост престижа ДОУ в муниципальной образовательной системе.
1.6. Мониторинг качества реализации программы.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
1. количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях
разного уровня и творческих конкурсах.
2. положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам
деятельности.
3. положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к
исследовательской деятельности.
4. рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
5. уровень социальной успешности воспитанников.
Мониторинг достижения запланированных результатов
1. мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
2. тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
3. анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского
сада.
4. диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по
работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы:
1. повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть
способности.
2. создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического
обеспечения поддержки одаренных детей.
3. создание «Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ.
4. внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта
обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития.
5. создание индивидуального маршрута одаренного ребенка
6. повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам
педагогики одаренности.
7. успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в
социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
8. удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Содержательный раздел
2.1.
Механизмы реализации программы.
1. Внедрение в практику мониторинга одаренности и ее дальнейшего развития методов,
учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе
с одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на
управление развитием исследовательских и творческих способностей воспитанников.
3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной
траектории развития, как педагога, так и воспитанника.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера: ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью
и исключительной памятью, знает больше своих сверстников и практически применяет свои
знания, проявляет исключительные способности к решению задач, проявляет выраженную и
разностороннюю любознательность.
Сфера академических достижений:

Речь: ребёнок использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и
запоминает прочитанное, выразительно декламирует стихи, участвует в театрализованной
деятельности.
Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c
лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста
понимание математических отношений.
Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет
исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст
понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить”
в интересную работу, занятие; демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто
делает всё посвоему; изобретателен в изобразительной деятельности, играх.
В использовании материалов и идей: часто высказывает много разных соображений по
поводу конкретной ситуации; способен продуцировать оригинальные идеи; способен поразному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие
дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям; в окружении
посторонних людей сохраняет уверенность в себе; c легкостью общается с другими детьми и
взрослыми; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя
ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство): ребёнок проявляет
большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием и лепкой;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин
или рисунков; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко
реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера: ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей
тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит
движения (бег, пряжки, лазание); прекрасно удерживает равновесие при выполнении
двигательных упражнений; для своего возраста обладает исключительной физической силой,
демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
2.2. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
1.Системный подход, который реализуется через:
-интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах
становления, развития их личности;
-интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных
детей, учитывая их способности;
-взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей
культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
-взаимодействие обязательных занятий и кружковой работы, избираемых в соответствии
с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
-направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как
системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально волевую сферы;
-обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно
воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
-наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения
(подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических
рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров
и т.д.).
2. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в воспитаннике
творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать
окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
3. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в
том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по

индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его
непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать
ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не
учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным
программным материалом.
4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития
одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать
постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в
самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей,
восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с
дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы
развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия
разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном
преобразовании действительности.
5. Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с
одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо
организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и
прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к
разным видам деятельности, искусств.
6. Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и
взаимодействие следующих принципов:
-принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на
интегративной основе;
-принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом,
именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над
собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
-принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для
его творчества (музыкального, литературного и т.д.);
-принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом
ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов.
Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным; -принцип полифонии.
Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы
во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств
2.3.

Формы работы с одаренными детьми:

-индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике
элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
-дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам,
интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
-участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
-консультации, тренинги, тестирование; конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали,
спортивные соревнования;
-посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных
секций по интересам;
-использование современных средств информации (интернет, медиатека, компьютерные
игры по предметам, электронная энциклопедия);
-создание детских портфолио.

2.4.

Основные направления работы

В ДОУ программа «Одаренный ребенок» реализуется со всеми участниками образовательных
отношений

работа с
одаренными и
таланливыми
детьми

работа с
педагогами

работа с
родителями

В рамках направлений кружковой
работы:
Виды одаренности

составляющие

Творческая
одаренность

Художественная
одаренность

Артистическая
одаренность
Общая интеллектуальная одаренность
Психомоторная
одаренность

Спортивная
одаренность

Методы
диагностики
Наблюдения,
педагогическая
диагностика, ведение
индивидуальных карт
развития, беседы с
воспитанниками,
родителями, изучение
продуктов детского
творчества.
Наблюдения,
педагогическая
диагностика, ведение
индивидуальных карт
развития, беседы с
воспитанниками,
родителями.

Кружковое
направление
«Изодеятельность»,
«Юные художники»,
«Ручной труд»
«Волшебная ниточка»
«Цветные ладошки»

Театральная,
вокальная студия
«Технопарк»
Робототехника, лего
Нормы ГТО,
Спортивные
соревнования

Предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1 Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.
2 Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению
одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда
на качественные скачки в развитии способностей.
3 Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
4 Переподготовка и повышение квалификации воспитателей, проявляющих интерес к
проблеме работы с одаренными детьми.
5 Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с
одарёнными детьми: Положений о деятельности с одарёнными детьми, проведении недель по
разным направлениям обучения.
6 Проведение родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём
ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей
ребёнка, «Способности и интересы моего ребёнка».
7 Создание системы дополнительного образования по развитию детской

одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим
направлениям: театральное, художественно-эстетическое.
8 Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей
школы в качестве консультантов по вопросам исследований детей;
9 Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми;
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках
образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам.
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от занятий
время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары
– практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско – родительские проекты;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании предметно - развивающей среды.
Этапы выявления одаренности воспитанников:
1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик на
основе системы мониторинга образовательной программы и отбор группы детей, показавших
результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели
заполняют «Карту выявления одарённых детей») и анкетирования родителей ребенка
(родители заполняют). По оценке взрослых, выделяются одарённые дети.
3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед,
интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к
определенной деятельности.

4 этап – определение содержания работы с одарёнными детьми.
2.5. Основные этапы реализации программы «Одаренный ребенок»
Аналитический (сентябрь-ноябрь).
1. Анализ уровня развития способностей детей (Картограмма способностей).
2. Изучение и анализ современной литературы по проблеме.
3. Диагностика одарённости.
4. Создание банка данных одарённых детей и с повышенным уровнем способностей
(способных) детей.
5.. Разработки индивидуальных маршрутов одаренного ребенка.
6. Целевая подготовка педагогов к реализации программы.
Практический (ноябрь-апрель)
1. Реализация программы.
2. Педагогический и психологический анализ и коррекция развития одарённого ребенка.
3. Мониторинг индивидуальной траектории.
Обобщающий (май)
1. Экспертная оценка результатов работы по развитию одарённых детей.
2. Выработка рекомендаций для всех участников воспитательно-образовательного
процесса по проблеме
Этапы реализации включают в себя:
1. результаты предыдущего этапа реализации.
2. изменения и уточнение программы.
3. дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.
4. распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях, на сайте
ДОУ
2.6. Ожидаемые результаты программы.
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам
реализации программы:
1.
Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7
лет.
2.
Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности
каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и
психического здоровья.
3.
Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в
конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
4.
Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и
сопровождения одаренных детей.
5.
Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы
с одарёнными детьми.
6.
Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с
одарёнными детьми.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим
критериям:
1. Количество дошкольников, занявших призовые места в конкурсах, фестивалях,
спортивных соревнованиях различного уровня.
2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду,
удовлетворенности родителей, общественности воспитательно - образовательным процессом
в ДОУ.

3. Количество детей, успешно справляющихся с усвоением образовательной программой
ДОУ.
4. Количество детей, охваченных дополнительным образованием.
5. Ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков.
6. Расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ.
7. Количество детей, охваченных дополнительным образованием вне ДОУ.
8. Количество выпускников продолжающих получать дополнительное образование по
профилю, полученному в ДОУ.
Методы диагностики в работе по развитию детской одаренности
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является
исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней
информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагогапсихолога, оценки специалистов. Использование методик исследования одаренности детей
обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее
эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности
воспитанников, охватывает познавательную и личностную сферу развития, поведенческую
характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а
также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование проводится воспитателем с помощью
методов наблюдения, беседы, результаты заносятся в карты развития.
Углубленная диагностика проводится педагог-психолог по авторским методикам. В то
же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно.
Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных
ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому
предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию предпосылок
одаренности воспитанников детского сада, определяется банк детей с особыми задатками и
способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута
ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в
соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Педагоги ДОУ, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный
мониторинг развития способностей детей в своем направлении по определенным методикам.
Для родителей разработаны анкеты по выявлению общей одаренности детей,
адаптированные для разных возрастных групп.
Рекомендованные методики:
Для детей:
1. Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).
2. Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI).
3. Нормативная шкала для диагностик одаренности. И. Г. Холла, Н. Скиннера
4. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А. И)
5. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А. И).
6. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А.
Каралашвили).
7. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А.
Каралашвили).
8. Тест Векслера (детский вариант). Исследование интеллекта (с 5- до 16 лет)
«Шифровка».
9. Тест Векслера (детский вариант). Исследование интеллекта (с 5- до 16 лет)
«Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Косса».
Для воспитателей и родителей.
1. Анкета А.А. де Хааном и Г.Кафом.
2. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А.И).

3. «Как измерить талант?»
4. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок».
3.Организационный раздел
3.1. Изменение развивающей предметно-пространственной среды.
На сегодняшний день в дошкольном учреждении создана развивающая предметнопространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС, ФОП дошкольного
образования включающая в себя: содержательную насыщенность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность, которая рассматривается
как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая
и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая развитию различных задатков
и способностей дошкольников. В первую очередь это предоставление воспитанникам
возможности выбора, занятий по интересам, развитие у них самостоятельности и возможности
самовыражения.
При создании развивающее предметно- пространственной среды педагоги ДОУ
руководствуются современными средствами, которые заключаются в ее развивающем
характере, индивидуально-ориентированном подходе, информативности, обогащенности,
обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его различных задатков и
способностей. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию Программы. Образовательное пространство оснащается средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают: игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком, водой, глиной); двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Транспортируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов
способствует: возможности разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличию
в учреждении и группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре). Вариативность среды способствует: - наличию в учреждении
или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей. Доступность среды способствует: - доступности для воспитанников всех помещений,
где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметнопространственной среды даёт возможность соответствовать всем ее элементам требованиям
по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь
развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно

полнее использовать их. При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за
период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей
до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
 наличие подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного
образования и воспитателей;
 наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка;
 создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,
обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей
проявление его индивидуальности;
 наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы,
включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской
одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
 введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на
выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
 использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов,
игровых технологий;
 занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
 работа кружков, студии и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
 участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, интеллектуальных
конкурсах, выставках детского творчества
 тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
 взаимодействие с социумом на муниципальном уровне: «Дом детского творчества»,
библиотека, музыкальная школа, театры, музеи, школа искусств.
Работа с детьми (литература).
«Развивающие занятия с одаренными детьми» (средний дошкольный возраст).
«Развивающие занятия с одаренными детьми».
Развивающие занятия с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие включает в себя:
1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей. выявление
инициатив воспитанников, установление контакта между детьми и педагогом.
2. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач
каждого занятия (развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление,
воображение, восприятие, речь; использование в работе лепбуков, игротерапевтических
технологий: арт-терапия, песочная терапия сказкотерапия, пластилинография, использование
интерактивного оборудования и др)
3.Игры на развитие творческих способностей.
4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
5. Ритуал прощания. Для положительного результата в развитии способностей
необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателей и детей.
Работа с педагогами включает в себя:
1. Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог информирует воспитателей о том, что
такое одарённость, как её можно распознать и как работать с одарёнными детьми.
2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию
творческих способностей детей. Нацеливание их на совместную деятельность с педагогомпсихологом.
3. Рекомендации воспитателям по работе с одарёнными детьми или детьми, имеющими
предпосылки одарённости:
 семинар-практикум с элементами тренинга. «Нетрадиционный подход в развитии
одаренных детей».

 деловая игра: «У ребенка незаурядный интеллект».
 круглый стол: «Одаренный ребенок, или ребенок со способностями».
 консультация: «Педагогическое сопровождение одаренного ребенка. Портрет
одаренного ребенка».
 консультация: «Развитие одаренного ребенка через использование игровых
технологии».
Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одарённости:
1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по
достижению положительного результата в развитии способностей: ознакомление с
программой, групповые и индивидуальная консультации:
 Тренинг для родителей ДОУ. «Растим одаренного ребенка».
 Консультация. «Развивающие игрушки и игры в жизни ребенка».
 Консультация: «Детская одаренность».
2. Использование заданий для развития и закрепления способностей у детей.
Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи
детям. Создание благоприятной развивающей среды в условиях дома. Рекомендации по
дополнительному обучению ребенка, через ДОП образование.
3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных
проблем у детей, имеющих предпосылки одарённости.
3.2. Материально техническое оснащение программы
Помещения для работы с детьми:
- Физкультурный зал
- Спортивная площадка на территории детского сада
– Групповые помещения
- Музыкальный зал
- Бассейн
- Кабинеты педагога – психолога, учителя – логопеда, дефектолога
- Кабинет изодеятельости
- Кабинет дополнительных услуг
Организация предметно – развивающей среды ДОУ
№

Помещения

Условия

1.

Спортивный зал

Спортивное
оборудование для
проведения занятия с
детьми

Мероприятия








Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Спортивные развлечения,
соревнования
Индивидуальная работа по усвоению
физических навыков и умений
Занятия по коррекции плоскостопия и
нарушению осанки
Детский фитнес
Подготовка к сдаче норм ГТО
Занятия по плаванию



Утренняя гимнастика на воздухе
Физкультурные занятия на воздухе
Спортивные праздники и
соревнования на воздухе
Подготовка к сдаче норм ГТО




2.

Бассейн

3

Спортивная
площадка ДОУ

Спортивное
оборудование
Оборудование:

спортивные комплексы 


5.

6.

7.

Музыкальный
зал

Кабинет
учителя логопеда
Экологическая
комната

Пианино, музыкальный 
центр, музыкальные

инструменты, игрушки.




Методические пособия, 
игры, игрушки


Растения,

методические

рекомендации
Методические пособия, 
игры, игрушки




Столы, стулья
мебель для игрушек,
пособий, учебная зона,
игровые центры.
телевизоры

8.

Кабинет
педагогапсихолога,
учителя
дефектолога

8.

Групповые
помещения

9.

Кабинет
Столы, шкафы,
изодеятельности пособия, материалы
для изодеятельности

10.

Кабинет
дополнительных
услуг

Столы, стулья, шкафы,
телевизор

Музыкальные занятия
Индивидуальная работа по отработке
танцевальных движений, вокальных
данных
Работа с одаренными детьми
Спектакли
Развлечения, праздники
Родительские собрания
Групповые занятия по коррекции
Индивидуальные занятия
Консилиумы с родителями
Подгрупповые занятия
Проведение опытов
Групповые занятия по коррекции
Индивидуальные занятия
Консилиумы с родителями
Развитие психических процессов
Диагностика развития воспитанников
 Принятие пищи
 Игры детей
 Проведение воспитательной и
образовательной деятельности
 Самостоятельная деятельность
детей
 Занятия
 Кружковая работа
 Подготовка к выставкам и
конкурсам
 Кружковая работа Техно парк
 Робототехника
 Английский
 Электроника
 Лего конструирование

3.3. Кадровое обеспечение реализации программы:
На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем
творческого потенциала для реализации задач программы «Одаренный ребенок». В его состав
входят 30 квалифицированных педагогических работников: воспитатели, учителя-логопеды,
музыкальный руководитель, хореограф, инструктора по физической культуре, психолог.
Квалификационные категории имеют 8 педагогов, высшую имеют -5 педагогов.
Все педагогические работники, реализующие программу «Одаренный ребенок»,
обладают основными компетенциями, необходимые для создания условий развития детей.
Заключение.
Представляемая программа способствует созданию условий для построения
образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное,
и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их
способностей. Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и
системной работы с детьми со способностями. Программа доступна к использованию в любом
дошкольном учреждении. Способности в отличие от задатков – приобретенное качество.
Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования

возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей.
Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически
заниматься с ним. Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими,
когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность
своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время
семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Литература
1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты
занятий, психологическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2012
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Мозайка, 2010.
4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных
учреждениях Москвы. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2012.
5. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва:
Педагогическое общество России, 2013.
6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2012.

Приложение №1
Методика Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их
число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа
проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели,
непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей.
Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его
склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь
не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию
ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых
соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку,
ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него
характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь
ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
 Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
 Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
 Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и
решения.
 Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
 Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за
лепкой и рисованием.
 Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме
физических движений.
 Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и
следствием.
 Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит
много времени на повторение того, что нужно запомнить.
 Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
 Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
 Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и
настроение музыки.
 Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
 Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой
словарный запас.
 Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не
догадываются.
 Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать
новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится
новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
 Часто руководит играми и занятиями других детей.
 Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру,
красиво выполненную вещь.
 Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
 Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
 Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям
постарше.
 Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует
в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

 Легко общается с детьми и взрослыми.
 В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
 Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
 Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
 Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой
интерес и исключительные способности к классификации.
 Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
 Инициативен в общении со сверстниками.
 Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное
состояние героев, их переживания и чувства.
 Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
 Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
 Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих
отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
 Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
 Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для
его возраста.
 Легко входит в роль какого-либо персонажа.
 Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_________________________________ ________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя)
дата
1
7
13
19
25
31

2
8
14
20
26
32

3
9
15
21
27
33

4
10
16
22
28
34

5
11
17
23
29
35

6
12
18
24
30
36

Обработка результатов Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей
ребенка на шесть сфер:
 интеллектуальная;
 академических достижений;
 творческого, продуктивного мышления;
 общения и лидерства;
 художественная;
 двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по
вертикали (плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов)
свидетельствуют о степени выраженности склонности.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
(ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и
приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из
указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей
степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая
низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта.
Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная
способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число
запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой.
Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия
для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.
Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного
и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается
«западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок
совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно
выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько
экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад,
если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без
специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в
мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает
связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает
недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется
в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный
темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников
на год - два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой
(хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение
художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о
котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть
какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем либо с
увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже
испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после
«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду
2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания
новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол,
баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру,
красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события),
составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). 6.
Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины,
рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с
ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или
лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события
или вещи в трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать
свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.
Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей. (используются картинки и словесные
ситуации)
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте
слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые
игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы
ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать
все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются
первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
 Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
 Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
 Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
 Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений,
отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
 Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
 Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их
интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.

Приложение №2
Карта одаренного ребенка (находится в кабинете старшего воспитателя)
1. ФИО ребенка.
2. Возраст ребенка (год, месяц).
3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
4. Сведения о родителях.
5. Состав семьи.
6. Статус семьи.
7. Результаты психологической диагностики
8. Результаты педагогической диагностики
9. Результаты социометрического исследования
10. Область одаренности
11. Признаки одаренности
12. Диагностика одаренности
13. Выводы и рекомендации
14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами
воспитательно-образовательного процесса).
15. Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
16. Определение целей и задач программы сопровождения.
17. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных
в программе.
18. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы
сопровождения.
19. Мониторинг программы сопровождения.
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Этапы
Мониторинг
развития

Задачи
Выявление
признаков
одаренности.
Анализ
продуктов
деятельности,
широты
кругозоров

методы
сроки
-Диагностика - Сентябр
Наблюдение ь
Анкетирование –
Собеседование

Развитие
способносте
й ребенка,
социальная
помощь,
развитие
коммуникат
и вных
способносте
й.

Формирование
у ребенка
адекватного
самовосприяти
я. Развитие
форм
конструктивно
го общения со
сверстниками.
Оказание
помощи в
адаптации в
окружающем
мире.
Расширение
кругозора
ребенка в

Творческие
задания Развивающие
упражнения и
игры Практикум
коммуникативно
го общения. Собеседование Мозговой штурм
-Просвещение
родителей и
педагогов по
взаимодействию
с ребенком:
беседы,
семинары,

Октябрь
апрель

участники
результат
Воспитател
Составление
и
психологическо
специалист
й
ы
характеристики
и
индивидуально
го маршрута
развития
ребенка
Воспитател
Повышение
и
общих
специалист интеллектуаль
ы
ных умений Активизация
творческого
мышления Овладение
коммуникатив
ными навыками
обще-ния со
сверстни-ками Повышение
педагогическо,
социальной и
психологическо
й ком-петенции

определенной
сфере
интересов.
Мониторинг
одаренности

Отслеживание
динамики
развития
одаренности
ребенка

деловые игры,
тренинги,
индивидуальные
консультации
Метод оценки
общей
одаренности:
интеллектуально
й,
коммуникативно
й сфер.

у роди-телей и
педагогов
май

Воспитател
и
специалист
ы

-Составление
психолого
педагогическог
о портрета
ребенка. Выработка
рекомендаций
по
дальнейшему
сопровождени
ю ребенка.

Приложение №3
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей
Мероприятие
Подбор и апробация пакета диагностических методик.
Изучение индивидуальных особенностей и
интересов дошкольников
Изучение личности педагога
Консультирование педагогов и родителей
Выступление на родительском собрании по теме
«Творческое развитие вашего ребенка»
Групповое консультирование педагогов по теме «Роль
педагога дошкольного образования в создании
развивающей среды для одаренных детей»
Групповое консультирование педагогов по теме
«Родители одаренных детей: как с ними общаться?
Отслеживание эмоционального настроя детей на
занятиях.
Участие в выставках, конкурсах, фестивалях , сдача
норм ГТО
Мониторинг эффективности работы.

Время
проведения
август
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
апрель
ноябрь

Ответственные
Воспитатели Спец
Воспитатели
Специалисты
ДОУ
Зам зав ВОР
Воспитатели

декабрь

воспитатели
групп
Воспитатели

февраль

Педагог-психолог

ноябрь
апрель
Октябрьмай
май

Воспитатели
педагоги
Воспитатели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».