"Организация индивидуальной работы с детьми средней группы"

15.08.2024

"Организация индивидуальной работы с детьми средней группы"

Чтобы раскрыть и развить лучшие качества личности воспитанника, и педагогам, и родителям необходимо поддерживать стремление ребенка к проявлению индивидуальности, способностей и талантов. В средней группе индивидуальная работа с детьми не менее важна, чем в старшей или подготовительной. Дети пятого года уже могут иметь и выражать своё мнение, формировать привязанности, но ещё не умеют хорошо контролировать эмоции, управлять процессами мышления. Они любознательны и неутомимы в исследовании мира. Индивидуальные занятия с воспитателем и профильными специалистами детского сада сделают проживание детьми каждого дня ярким и полноценным в соответствии с самыми современными требованиями.

Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральной Образовательной Программой — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.
Кроме того, целями индивидуальной работы являются:

- Осуществление личностно-ориентированного подхода, основанного на уважении к личности ребёнка, признании её уникальности и неповторимости.

- Развитие познавательных интересов и способностей детей.

- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанников в период дошкольного детства.

Виды и задачи индивидуальной работы с дошкольниками средней группы.

Индивидуальная работа в средней группе делится на четыре основных вида в зависимости от основных задач:

1. Коррекционная;

2. Компенсирующая;

3. Дополнительная;

4. Развивающая.

Коррекционную работу в большинстве детских садов ведут с воспитанниками, имеющими определённые нарушения развития, к примеру, осанки, звукопроизношения, поведенческих реакций. Дошкольные учреждения, в которых созданы специальные условия, предоставляют образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивая наиболее комфортное получение дошкольного образования для такой категории воспитанников.
Осуществляют коррекционную работу в дошкольных образовательных учреждениях  квалифицированные специалисты: логопед, психолог, дефектолог. Вся коррекционная работа должна вестись с ведома и согласия родителей или законных представителей ребёнка. О её ходе, прогрессе, проблемах воспитанника родителям или представителям специалист сообщает наедине, в отсутствие других родителей, в наиболее мягкой и доброжелательной форме.

Главной задачей компенсирующих занятий является «навёрстывание упущенного», то есть быстрое восполнение пробелов в знаниях и умениях ребёнка, не посещавшего ДОУ долгое время (по болезни, из-за отпуска, санаторно-курортного лечения), а также новичков, которые в детский сад не ходили вообще и, естественно, знают и умеют меньше одногруппников. Проводит этот вид работы воспитатель группы на основе мониторинга (наблюдения, бесед, опросов, анализа участия воспитанников в занятиях).
Дополнительная работа проводится с детьми, которые выказывают яркий и стойкий интерес к определённым видам деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной, исследовательской, познавательной и др.). Её осуществляют путём включения детей в различные кружки по интересам, а также проводят беседы, дидактические игры, поощряют дошкольников к самостоятельной деятельности в выбранном направлении.

Но наиболее часто проводится ежедневная индивидуальная работа с детьми группы по всем направлениям развития (образовательным областям), предусмотренным ФОП:

- социально-коммуникативное;

- познавательное;Хочу такой сайт

- речевое;

- художественно-эстетическое;

- физическое развитие.

Её основные задачи:

- совершенствование знания, умений и навыков детей;

- повышение интереса к совместной образовательной, познавательной деятельности с педагогом;

- раскрытие и реализация способностей, увлечений детей;

- создание наиболее комфортных условий пребывания воспитанников в детском саду, обеспечение лёгкого «вхождения» в детский коллектив и образовательную деятельность.

Планирует и проводит развивающие индивидуальные занятия воспитатель, он же анализирует результаты работы и намечает систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника.
Индивидуальные занятия с детьми пятого года жизни
Индивидуальные занятия с воспитателем группы имеют отличия как от обычных занятий в группе (фронтальных и подгрупповых), так и от занятий с профильными специалистами: логопедом, психологом и т. д.

Проводят индивидуальную работу в утренние часы, во время прогулки и вечером, после ужина и игр. От времени проведения зависит подбор видов деятельности и образовательной области, в которой она проводится. Утром, когда дети расслаблены после сна, их физическая и умственная активность снижена, не рекомендуется использовать упражнения по развитию движений, звуковой культуры речи, мышления, логики. Уместными будут беседы, короткие дидактические игры, создание образовательной ситуации на более простые и понятные детям, но не менее важные темы: о культуре поведения, гигиене, охране здоровья, правилах дорожного движения и т.д.
Если приём детей проводится в группе, воспитатель может уделить внимание отработке навыков рисования, к примеру, потренироваться с некоторыми воспитанниками,  как нужно правильно держать карандаш или кисть, штриховать, не выходя за контур, ритмично накладывать мазки на плоскостное изображение предметов.  Не лишними в утренние часы будут и речевые разминки: проговаривание чистоговорок, потешек, коротких стихотворений.
В дневное время, на прогулке, с детьми проводят работу, не требующую вынесения объёмного материала и пособий. Это словесные игры, упражнения на внимание, память, логику, сообразительность, формирование математических представлений, развитие представлений о предметном мире, социуме, природе. Дневная прогулка — отличное время для совершенствования основных видов движений, координации, ловкости, чувства равновесия, ориентировки в пространстве.

Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:
- словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
- наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
- практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).
Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.
Большое значение имеют игровые приёмы, ведь на пятом году жизни игра является ведущей и наиболее естественной деятельностью детей. Из игровых приёмов удачными будут привлечение сказочных и мультипликационных персонажей, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций.

Индивидуальную работу педагог вносит как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.08.2024

Дата обновления: 15.08.2024

Дата публикации: 15.08.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».