05.10.2024
Что делать, если ребенок кусается?
Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на
нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как
устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо
лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег.
Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в
определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или
щипать окружающих. Малыш может покусать других
детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или
гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на
ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в
ход ногти и зубы?
Почему он это делает?
Для начала нужно понять,
почему ребенок поступает именно так.
1. Физиологическая потребность
кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне
объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого
выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное
желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик»
зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года
чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще
крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому.
Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого
выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром –
рту.
3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет
малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена
обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на
прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под
контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается
установить лидерство в коллективе ровесников.
4. Психическое заболевание. Говорить о возможном
наличии психиатрического диагноза можно, только если ребенок продолжает кусаться
в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация
врача- психоневролога.
Кто же склонен кусаться?
·
Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать
поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в
детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или
котенка.
·
Излишне эмоциональные дети. Мальчики и
девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости
эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
·
Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на
себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если
рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает
себя за руку сам.
·
Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка
кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это
может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий
уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем –
неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
·
Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга
кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго
не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие
объекты, но уже пускают в ход зубы.
·
Дети из «семей группы риска». Если в семье крик,
брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается
подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение,
страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея
распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
·
Избалованные дети. Они привыкли, что любая
выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
·
Дети, которым все запрещают. Если дома и то
нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают
протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком
жестких рамок, установленных им извне.
·
Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться
получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично
физиологической.
Как бороться?
Способ борьбы с вредной
и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал
кусаться.
Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь
зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.
Эмоциональным детям
нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства
можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать
свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка,
потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».
Если у ребенка слабые
жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с
ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть
яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных
мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.
С детьми из так
называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно,
важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать
стресс и копить агрессию.
Когда обращаться за помощью к специалистам?
На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно
насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если
недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела
сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в
том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка
наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш
начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает,
преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может
сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут
указывать на наличие психического отклонения.
Советы психолога
Часто можно услышать
такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого
категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать
кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет с взрослых пример, и если
маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?
Задача
родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны
ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод
«Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на
уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы,
скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем». Если малыш попробует
кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него,
как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно
общаться с кусакой.
Если ребенок освоил
искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует
родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким
террористом не стоит вступать в договорные отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко
вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам
больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с
укусом или щипком.
Если кроха дома – ангел
во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его
воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично –
ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют
обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это
будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.
\
Ругая ребенка дома,
помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как
бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов,
не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот
его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.
Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого
инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.
Самая
частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней
агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры.
Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике
отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой
играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает»
другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».
Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет
миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5
лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и
сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности.
Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и
синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.
Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять
их двигательную активность, они быстро перевозбуждаются, начинают капризничать
и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не
единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда
агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации
общения с окружающими.
Признаки
агрессии у ребенка 4-5 лет.
Прежде
всего, разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит
беспокоиться и предпринимать какие-то меры.
Обычно
агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:
• попытки причинить вред другим детям –
толкнуть, ударить, укусить, обозвать;
•
осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его
пределами;
• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет
себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;
•
осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что
просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.
Если
имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее
нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы
ребенок не навредил себе или другим.
Причины
агрессии у ребенка 4-5 лет
Конечно, первым делом следует разобраться в
причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет
быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его
правильно общаться с окружающими.
К
основным причинам детской агрессии психологи относят:
• агрессивное поведение родителей. Если в
семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно
так же;
• недостаток внимания со стороны родителей. Он
часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто
они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего
лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;
• внутренние страхи и переживания. Очень часто
они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого
характера; • упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили,
как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.
•
переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он
склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются
дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.).
При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это
нужно учитывать при выборе нагрузок.
•
отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить
ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении.
Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у
детей.
Это
основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно
ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.
Как
бороться с агрессией ребенка
Рассмотрим
несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в
области детской психологии:
•
нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в
присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;
•
устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не
стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а
только вызовет ответную агрессивную реакцию;
•
предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например,
выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить,
что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок
пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не
быть лишенным долгожданной прогулки;
•
отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры:
футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран
такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать
эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять
агрессию только когда требуется.
• заниматься воспитанием ребенка с учетом его
развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем
воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.
Проявляя
любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей
реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они
скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.
Это основные советы психолога по теме
устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных
рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное –
правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не
удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для
составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2024
Дата обновления: 05.10.2024
Дата публикации: 05.10.2024