05.10.2024
Организация деятельности детей 4-5 лет на прогулке в ДОУ.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий их мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и приумножении природных богатств. Природа - это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.
Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоническое сосуществование с природой и психологическая готовность беречь природные ценности везде, всегда, ответственное отношение к природному окружению - это основа экологического образования и воспитания. Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определенной ступени сознания. Развить у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.
Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе. Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и для обогащения ума впечатлениями, а души - красотой и светом.
К концу дошкольного возраста в результате сезонных наблюдений у детей формируется умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественно-игровой и трудовой деятельности. Под влиянием впечатлений существенно меняется и отношение к природе. Появляется желание сберечь ее красоту, т. е. зарождается действенная любовь к природе.
Использование игровых приемов, а также практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль. При изучении природы в системе, логической последовательности, во взаимосвязи всего живого с внешней средой у ребенка формируется тот образовательный стержень, который необходим для совершенствования его экологического мышления, осознанного правильного отношения к природе и готовности к практической деятельности, направленной на ее сохранение.
В основе данных методических рекомендаций лежит комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной и др.
Цель методических рекомендаций: организация деятельности педагогов ДОО по приобщению детей среднего дошкольного возраста к природе родного края через систему сезонных прогулок.
Задачи: формирование основ и начального опыта природосообразного поведения дошкольника, эмоционально-положительного, ответственного отношения к окружающему миру; развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, способности анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, трудовой, познавательной, речевой).
Прогулки в осенний период
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, понимать связь между ними; развитие интереса к красоте родной природы.
Задачи: развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы; формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам; расширение представлений об овощах и фруктах.
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления зимней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой зимнего пейзажа.
Задачи: развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы, различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих; расширение представлений о связях между живой и неживой природой; воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время; развитие исследовательского интереса к природе.
Прогулки в весенний период
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления весенней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой весенней природы.
Задачи: развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы; формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений; расширение представлений о птицах, их образе жизни весной; развитие интереса к жизни насекомых весной; воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.
Прогулки в летний период
Цели: формирование умений наблюдать характерные явления летней погоды, понимать связь между ними; развитие способности любоваться красотой летней природы.
Задачи: развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов; формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение; развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2024
Дата обновления: 05.10.2024
Дата публикации: 05.10.2024