09.12.2020
"Речь детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу. Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых. Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик). Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам. Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов). Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей. Что касается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:
учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);
учить составлять простые предложения по картинке;
учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;
заучивать с детьми простые стихотворения;
вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них;
играть в пальчиковые игры. В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит. Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью и семью годами).
В возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й]. Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все вышеперечисленные – более простые. Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет. Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих, при этом сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия. Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.12.2020
Дата обновления: 11.12.2020
Дата публикации: 09.12.2020