04.10.2021
Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют "ведущей" - именно благодаря игре ребенок познает окружающий мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей.
Любимой игрой
дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в которой отражается содержание
окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и
правил. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то,
что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный
самодеятельный и творческий характер.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста, это самостоятельная игровая деятельность, но при этом для
ее развития нужно руководство. Непосредственное руководство сюжетно-ролевой
игрой осуществляет воспитатель, который организовывает эффективное начало
(педагог помогает начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). Наши
педагоги проявляют эмоциональность, образность речи, уважительное отношение к
участникам игры. Воспитатель выступают в роли участника, и совсем не
обязательно в «главной» роли. Но при этом он авторитетно «ведет» и контролирует
игру, дав детям максимальную степень свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию
детей! В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не
только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и
общения. Наши ребята в процессе игры учатся строить свои взаимоотношения,
познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту
или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия.
Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях,
взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их
пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Наши
воспитатели отвечают на них, прислушиваются к разговорам во время игры,
помогают играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность.
В сюжетно-ролевой игре
дети вступают в реальные организационные отношения при помощи воспитателя
(договариваются о сюжете игры и т. д.). В то же время между ними одновременно
устанавливаются сложные ролевые отношения.
Игра – средство
«проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо
каждого ребенка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная
игра – это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив
– плану воспитателя, – это творческий процесс, в котором каждый играющий
воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая
на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается
их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях
между людьми.
Сюжетно–ролевые игры являются
источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития
коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и
научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной
под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой
ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в
общении с другими детьми. В игре эффективно воспитывается умение жить и
действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство
коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством
воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность,
замкнутость.
Неоценимо значение игры
(сюжетно - ролевой в частности) для нравственного формирования личности
дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно – ролевых
отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.10.2021
Дата обновления: 04.10.2021
Дата публикации: 04.10.2021