07.03.2023
«Думаю, никому не нужно пояснять, как
важен для человека дар слова? И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром.
Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в
школу с уже хорошо развитой речью. И вовсе не обязательно устраивать для этого
школу на дому. Просто чаще играйте с ребёнком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию. Потому,
что игра - основное занятие детей !
Может показаться, что речь маленького ребёнка развивается как бы сама собой,
независимо от участия взрослых. На самом деле
как раз наоборот!!! Прежде чем начать говорить,
малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он
постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает
говорить тогда, когда понимает обращённую к нему речь.
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык
правильной речи !!! Речь ребёнка формируется на
примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки,
старших сестёр и братьев. Бытует неправильное мнение о том, что
звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без
специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно,
овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи
почти всегда влечёт за собой отставание в развитии!
Речевые недостатки, закрепившись в
детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья
всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних
лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь
правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.
!!!Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка
имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые
должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не
торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
!!! Совершенно неуместна
«подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи !!! Если взрослые не следят за своей речью, то до
уха ребёнка многие слова долетают искажённо и особенно чётко нужно произносить
незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Вы должны приучить ребёнка
смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
И что же надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого
развития своего ребёнка?
Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников –
взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты там, где педагоги
и !!! родители действуют
согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка
в детский сад и именно их роль в речевом развитии ребёнка значима: все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе
безрезультатны!
Развитие речи в понимании многих родителей – это умение ребёнка читать и писать
(хотя бы печатными буквами). Поэтому они стремятся как можно раньше научить
своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития
ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя
известно, что умение ребёнка читать и писать не является показателем его
развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на
определенном этапе ребёнок овладевает для своего последующего полноценного
развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребёнка
определённого уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно
без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п.!
Наиболее важными видами деятельности для успешного развития речи детей
являются:
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук (шнуровки, игры с пуговицами, с прищепками,
лепка) .
5. Чтение детской художественной литературы (читать нужно каждый день) .!!!
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
7. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение
словаря в процессе наблюдений за природой.
На природе вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью
бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого
и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные
переживания побуждают ребёнка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного
возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая
как мы их любим, а в союзники возьмем природу.
Отправляясь с ребёнком на прогулку :
- поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
- в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
- какое сейчас время года?
- покормить птиц
- познакомить с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- поиграть в игру.
Предлагаю игры с детьми на закрепление различных речевых навыков.
1. «Помогаю маме». Предложите ребёнку перебрать горох, гречку, рис или пшено.
Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
2. «Волшебные палочки». Дайте малышу счётные палочки. Пусть он выкладывает из
них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
3. «Какие слова можно вынуть из борща? (из холодильника, из винегрета) ».
4. «Сладкие», «солёные», «кислые» слова.
5. «Приготовим сок». Сок из яблок - …. (яблочный) ; из лимона - …. (лимонный) и
т. п.
«Игры по дороге в детский сад (в магазин) ».
1. «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть
предметы, мимо которых мы проходим; а ещё, обязательно укажем, какие они. Вот
кошка – она пушистая, серая. Вот машина – она грузовая». Ребёнок и взрослый
могут называть объекты по очереди.
2. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например:
ворона каркает, а воробей (чирикает). У кошки – котёнок, а у собаки …. (щенок)
и т. п.
Итак, я бы хотела дать Вам следующие рекомендации:
1. Дома уделять внимание развитию речи ребёнка и больше общаться с ним. Читать
ребёнку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять дома занятие ребёнка лепкой, рисованием, конструированием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Дата создания: 07.03.2023
Дата обновления: 07.03.2023
Дата публикации: 07.03.2023