Консультация "Консультация "Методы и приёмы обучения рисованию детей во второй младшей группе"

21.04.2023

Методика занятий направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребенка в жизни; на умение выражать сюжетно-игровой замысел; на освоение технических навыков и умений.

Обучение изображению предметов

  На занятиях рисованием воспитатель обучает детей способам графического изображения, начиная с простейших линий. В целях формирования необходимых представлений воспитатель проводит с детьми наблюдения, рассматривает предметы, имеющие определенные очертания (округлые, прямоугольные), т. е. применяет информационно-рецептивный метод.

 Особенно полезно перед занятием предоставить детям возможность действенным способом познакомиться с формой предмета: обвести форму рукой, поиграть с флажками, мячами, шарами, ощутить их очертания. Такое действенное обследование предмета создает у ребенка более полное представление о нем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

   Воспитатель стремится к тому, чтобы дети как можно более активно осваивали нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной формы он вначале организует обследование предмета, включая как можно шире движение руки по контуру. Затем предлагает всем детям показать это движение в воздухе. «Вот какой кругленький шарик», — говорит он при этом, показывая движение рукой в воздухе вместе со всеми детьми и следя за тем, чтобы дети производили его верно.

Далее воспитатель показывает формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. После этого вызывает нескольких детей по одному к доске для показа, как нужно рисовать, предлагает всем детям с карандашом или кистью в руке сделать нужное движение в воздухе. У детей образуется представление о движении, необходимом для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы нужно предложить детям припомнить, как надо действовать рукой, вызвать для показа движения одного-двух детей к доске, комментируя и уточняя их действия.

  Такой путь обучения формообразующим движениям позволяет прибегать к прямому показу способа изображения только в том случае, когда данная форма встречается детям впервые. Во всех остальных случаях нужно опираться на опыт детей, активизировать его. Бывает, что некоторые малыши и после обследования и показа способа изображения не решаются приступить к выполнению задания. В этом случае необходим индивидуальный подход, который может выразиться в подбадривании, напоминании последовательности действия, а иногда и дополнительном обследовании или показе способа изображения.

   Воспитатель организует восприятие цвета предметов в процессе наблюдений и в специальных дидактических играх. Называя тот или иной цвет, он предлагает детям повторить это название, найти такие же по цвету предметы, назвать цвета в их одежде и т. п.

Если воспитатель планирует предложить детям изображение солнца, деревьев, цветов, травы, животных, он организует целенаправленное наблюдение на прогулке. Чтобы привлечь к ним внимание малышей, заинтересовать их, воспитатель может использовать загадки. Например:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если мы б  его достали,

Мы б его расцеловалали!

 

   Художественное слово может использоваться педагогом и в процессе занятия, и при просмотре детских работ.

   Для обогащения детей впечатлениями, представлениями воспитатель показывает им картинки. При этом нельзя ограничиться рассматриванием тех 5—6 предметов, которые дети сами изображают; целесообразно периодически показывать машины, дома, животных, растения. Это позволит постепенно обогащать содержание детских работ. Ведь в течение года дети усвоили разнообразные навыки и умения, формообразующие движения, которые дают им возможность самостоятельно в элементарном виде передавать в рисунке разнообразные предметы. Всякое проявление самостоятельности необходимо поощрять, привлекая внимание всех детей к новым интересным изображениям.

Передача замысла

   Помимо обучения детей приемам изображения простейших форм, воспитатель осуществляет и другую задачу — содействие выражению в рисунке сюжетно-игрового замысла.Хочу такой сайт

   Методика этих занятий имеет некоторые особенности. Для того чтобы в процессе рисования у детей рождался сюжетно-игровой замысел, необходимо создавать определенную игровую ситуацию.

   Использование с этой целью элементов игры-драматизации вызывает эмоциональный отклик у детей, создает условия для возникновения в рисунке, лепке живого образа. Воспитателю важно уметь войти в образ, непосредственно, живо вести с детьми разговор, беседу, учитывая появляющиеся детские замыслы.

Например, на занятие к детям приходит какой-либо персонаж игры — зайчик, куколка — и просит нарисовать для них красивые картинки, товарищей и т. п.

   Живой интерес к цели, результату, преподнесенному в игровой форме, способствует лучшему выражению того или иного содержания. Выбор интересующего детей цвета краски, карандаша также будет способствовать выражению их мыслей, чувств, хотя он чаще всего бывает непроизвольным.

   То, что дети не могут изобразить в рисунке, они выражают словами, дополняя события, действия. Подобные высказывания детей следует поощрять, следя, однако, за тем, чтобы они не заменяли процесс изображения.

   Руководя развитием сюжетно-игрового замысла в рисунке, воспитатель мобилизует личный опыт ребенка, организует отдельные наблюдения предметов, явлений окружающей действительности, вспоминает прочитанные сказки, стихотворения, песенки и музыкальные игры, исполняемые на музыкальных занятиях, просмотренные диафильмы. В некоторых случаях показывает приемы изображения, предлагая воспроизвести их на листе.

Технические навыки

   На занятиях рисованием воспитатель обучает детей приемам работы карандашами, красками, кистью (иногда можно дать и фломастеры).

   Чтобы воспитать сознательное отношение к навыкам пользования материалами, необходимо чаще предлагать детям самим показывать, как надо держать карандаш, кисть.

   С целью отработки того или иного движения организуется репродуктивная деятельность детей. Полезно предложить детям несколько раз произвести движение в воздухе рукой с карандашом, кистью или пальчиком на листе бумаги. Этот прием можно использовать и для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия. Воспитатель, объясняя задание, говорит: «Покажите, как вы будете рисовать линии сверху вниз, чтобы получились «ленточки». Или: «Как вы будете прикладывать кисть к бумаге, чтобы получились листочки?»

   В отдельных случаях показ воспитателем приема у доски оказывается недостаточным. Если ребенок после одного зрительного восприятия не сумеет выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но и кинестетически (рукой). Слова воспитателя, сопровождающие такой показ, помогают осознанно воспринимать способ действия.

   В некоторых случаях целесообразно воспитывать умение выбирать интересующий ребенка материал, предлагая иногда задания такого характера: «Сегодня день рождения куклы. Придумаем, что ей можно подарить (нарисовать). Возьмите карандаши или краски, кто какие хочет, и нарисуйте что-нибудь красивое в подарок кукле».

Рассматривание рисунков

   По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекается к тому, как они все вместе нарисовали. «Получилось много шариков, солнышек». Важно вместе с ребятами порадоваться, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей. Поощрительные отзывы воспитателя будут закреплять положительное отношение детей к деятельности. Постепенно следует активизировать малышей, предлагая назвать цвет, которым выполнен тот или иной рисунок, выбрать большие и маленькие изображения, назвать, что изобразил ребенок в своем рисунке.

   Начиная со второй половины года воспитатель может обращать внимание всех на хорошо переданную в тех или иных рисунках (не называя авторов) форму, цвет, на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.04.2023

Дата обновления: 21.04.2023

Дата публикации: 21.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».