14.12.2022
Отклонения в поведении детей – одна из
главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных
биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно
влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению
эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют
различные виды нарушения поведения.
Среди них – агрессивное поведение. Повышенная
детская агрессивность в настоящее
время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов,
общества в целом.
Актуальность данной темы несомненна,
поскольку число детей с агрессивным
поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди
которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества
патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного
мозга ребёнка, невнимание окружающих к нервно-психическому состоянию детей,
пропаганда культа насилия средствами массовой информации.
Агрессивность чаще всего
встречается при психических заболеваниях. Первое место в её терапии принадлежит
медикаментозному лечению, назначаемому врачом. Но и психокоррекционные методы в
данном случае играют важную роль, т. к. без них адаптация ребёнка к окружающей
среде невозможна. В данной работе мы рассмотрим агрессию как
одну из форм проявления отклоняющегося поведения
детей, её виды, варианты проявления, способы диагностики и коррекции.
АГРЕССИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию
внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии,
т. е. самого агрессора, и
позицию объекта агрессии, т.
е. жертвы. Но мы остановимся на следующем её определении.
Агрессия – проявление
агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда
тому или иному лицу.
Агрессивность –
свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных
средств для реализации своих целей.
Откуда появляется агрессивность – вопрос
довольно спорный и, соответственно, сложный. Ж. Годфруа в книге «Что такое психология» написал, что существует
много факторов, влияющих на появление агрессивности :
«С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных
механизмов, участвующих в агрессивном
поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведённых в
последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в
развитии агрессивности».
Агрессивное
поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие
правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания
и боль людям. Но при работе с агрессивным
поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это
чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не
всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит
не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.
Детей необходимо учить умению
преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.
Но важно помнить и о том, что в
определённых пределах агрессия
необходима человеку. Выраженная в приемлемой
форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться
к обстановке, добиваться успеха, т. к. агрессивность часто
служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и
достижения цели.
КЛАССИФИКАЦИЯ АГРЕССИИ.
Существует множество видов
классификаций агрессии.
Рассмотрим некоторые из них.
По направленности на объект
выделяют гетероагрессию, направленную на
окружающих, и аутоагрессию,
направленную на себя.
По причине
появления : реактивная агрессия представляет
собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без
видимой причины, обычно под влиянием
каких-то внутренних импульсов.
По целенаправленности отмечается
инструментальная агрессия,
совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы;
ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки, и целевая (мотивационная) агрессия,
которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого –
нанесение ущерба или вреда объекту.
По открытости проявления выделяют
прямую агрессию (направлена
непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу) и
косвенную агрессию (обращается на
объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более
удобные для проявления агрессии
– они доступны, проявление в их адрес агрессии
безопасно).
По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается
в словесной форме, экспрессивная ( проявляется невербальными
средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального
ущерба).
Следует отметить, что обычно человек
проявляет сразу несколько видов агрессии,
они постоянно меняются, переходя друг в друга.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
Жизнь ребёнка в первые годы всецело
зависит от родителей: они дают ему еду, защиту, обслуживают и согревают
чувством любви и принятия. Одним из механизмов привлечения ребёнком внимания к
себе, способом добиться своих целей уже тогда являются проявления агрессивности. Поэтому первые
проявления агрессивности у ребёнка видны уже на третьем месяце его жизни: он стучит
ножками, бьёт ручками, пытаясь привлечь к себе внимание. Вариантов реагирования
родителями на действия ребёнка много. Но есть крайние из них, которые могут
привести к тому, что ребёнок вырастет чрезвычайно агрессивным : родители мгновенно
выполняют все требования ребёнка, родители вообще не обращают на него внимания.
В первом случае наблюдается чрезмерная предупредительность родителей, а во
втором – эмоциональное отвержение родителями ребёнка. Но даже при адекватной
реакции родителей на подобную активность маленького ребёнка, направленную на
достижение желаемого, может вырасти агрессивный
ребёнок.
Попав в ситуацию, когда его потребности
не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть
гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта
ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо
восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную
ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не
сформированы. Поэтому дети обычно
стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Если подобное поведение ребёнка вызывает
неодобрение у взрослых, ребёнок будет учиться контролировать свою агрессию. Развитие внутреннего
контроля часто идёт с помощью процесса идентификации – стремления поступать как
знакомый человек. Таким образом, формирование агрессивного
поведения у детей во многом зависит от окружающих их
взрослых: от их реакции на поведение
детей, от личного примера взрослых.
ВАРИАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
Классифицировать проявления агрессивного поведения детей
можно по-разному.
Положив в основу классификации
проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:
1. Дети,
склонные к проявлению физической агрессии
активны, деятельны, целеустремлённы, отличаются решительностью,
склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать
свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские
тенденции. Эти дети отличаются
малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют
импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.
2. Дети,
склонные к проявлению вербальной агрессии,
отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями
и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных
проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне
производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Так же их отличает и
низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из
колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их
в агрессивных вербальных формах.
3. Дети,
склонные к проявлению косвенной агрессии,
отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной
социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с
удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному
удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными
нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят
критику и замечания в свой адрес.
4. Дети,
склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и
впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением.
Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают
сразу активно выражать своё негативное отношение.
Если за основу классификации брать
движущие силы, мотивацию агрессии, то можно выделить:
1. импульсивно-демонстративный тип.
Главная цель у ребёнка – продемонстрировать себя, обратить на себя
внимание. Дети игнорируют нормы и
правила поведения, ведут себя шумно,
демонстративно обижаются, кричат.
2. нормативно-инструментальный
тип. Агрессивные действия детей
выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – получения
нужного предмета, роли в игре, выигрыша у своих партнёров.
3. целенаправленно-враждебный тип.
Нанесение вреда другому является самоцелью этих детей. Они получают
удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим людям. В
основном такие дети используют
прямую агрессию. Грубое физическое воздействие, отличающееся особой
жестокостью и хладнокровием, они применяют чаще к выбранной жертве постоянно.
РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.
Ребёнок дошкольного возраста желает быть
признанным, защищённым, пользоваться вниманием. Но коммуникативные навыки у
него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он
часто прибегает к агрессивным методам,
чтобы занять лидерские позиции. У дошкольников инициаторами агрессии чаще становятся
отдельные дети. Маленькие дети плохо осознают
своё агрессивное поведение, они быстро
переходят от вербальной агрессии
к физической. Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои
конфликты взрослых. Родителям, педагогам рекомендуется не спешить с
заступничеством, а предложить ребёнку попробовать самому разобраться.
Иначе дети не научатся грамотно выходить
из конфликтных ситуаций, справлять со своей агрессией
и с агрессией других детей в их адрес.
В младшем школьном возрасте
инициаторами агрессии чаще
являются группировки ребят. Агрессивное
поведение становится более организованным. Дети приобретают навыки конструктивного
общения. Враждебная агрессия в
этом возрасте уже начинает преобладать над инструментальной. Дети чаще решают проблемы в
своём кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых.
Мальчики проявляют свою агрессию более открыто, грубо.
Их агрессивность менее управляема.
Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Они
довольно рано заменяют физическую агрессию
вербальной. Но агрессивность девочек
часто завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна.
РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ
АГРЕССИВНОСТИ
Любая деятельность психолога по коррекции начинается с
запроса о возникших трудностях в поведении
ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой
запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников
происходящих событий. После получения первичной информации проводится
диагностика. Она может проводиться с педагогами, родителями, ребёнком, целой
группой. При исследовании агрессивного
поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и
анкетирование.
После проведения диагностики переходят
к коррекционной работе.
СОВМЕСТНАЯ ТЕРАПИЯ
РЕБЁНКА И РОДИТЕЛЕЙ
Многочисленные исследования показали,
что агрессивные дети выходят из семей,
внутри которых наблюдаются агрессивные
взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода
восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и
психического здоровья её членов.
Психолог, ребёнок и родители составляют
малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо
соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально
холодным, а тёплым, эмпатическим.
Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии.
Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в
игре «на равных» с ребёнком.
Успех семейной терапии достигается
благодаря:
• осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,
• паритетному участию всех членов семьи
в психокоррекции,
• выполнению рекомендаций психолога,
• соблюдению мира в семье в период
проведения коррекционных мероприятий,
• сочетанию семейной терапии с
индивидуальной и групповой формами помощи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2023
Дата обновления: 25.04.2023
Дата публикации: 14.12.2022