Что должен знать ребенок поступая в 1 класс

23.05.2023

 

Начинаем с …себя

Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».

1.        Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, готовить себе нехитрый обед и, наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, и предусмотрите возможности экстренной связи с родителями. А ребенку не придется в сложные первые школьные дни испытывать дополнительный стресс от начала «самостоятельной» жизни дома в течение нескольких часов.

2.        Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнут сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, и родители не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего чада.

3.        С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. И свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и прежде всего дома вам. Ваше терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна. Кроме того, надо быть готовым к тому, что к вашему ребенку и окружающие будут относиться иначе, более требовательно. И это касается не только кондукторов в общественном транспорте.

4.        Не пожалейте времени и проведите домашнее «родительское собрание» БЕЗ участи ребенка. Выскажите все свои опасения и переживания, связанные с предстоящим появлением в вашей семье школьника, поделитесь ожиданиями, выслушайте других членов семьи.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Физическое состояние ребенка

1.         Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее. С началом учебного года физическая и психологическая нагрузка на ребенка возрастет и это может неблагоприятно отразиться на его самочувствии.

2.         Специалисты рекомендуют помимо обязательного обследования ребенка для сбора данных в медицинскую карту первоклассника посетить окулиста, если у ребенка есть наследственная предрасположенность к развитию заболеваний глаз или у него уже наблюдается снижение зрения. Посещение хирурга очень желательно тем дошколятам, у которых есть проблемы с осанкой и предрасположенность к развитию сколиоза.

3.         Также родителям стоит обратить внимание не мелкую моторику ребенка и ее развитие. Да, да ту самую мелкую моторику, про которую упрямо твердят все специалисты по развитию малышей, начиная чуть ли не с самого рождения. Для школьника уровень развитие мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от ребенка значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.

Рисование, лепка, вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бусин, вырезание и составление аппликаций – все эти занятия будут очень полезны для развития ручек вашего дошколенка. Взрослым, кстати, совместные занятия тоже не повредят, тем более, что 6 летнего ребенка, в отличие от малыша не так-то просто увлечь.

Ребенку (да и родителям тоже) перед началом учебного года не помешает отдых, смена обстановки. Очень хорошо, если семье удастся организовать себе каникулы, которые закончатся за недельку до 1 сентября.

Режим дня. Если ваш ребенок посещал детский сад, то режим подъема и отхода ко сну для не  будет новым, если же нет, то родителям стоит позаботиться заранее о том, чтобы ранний подъем не послужил для ребенка дополнительным стрессогенным фактором.

За несколько месяцев до начала учебы начинайте укладывать ребенка спать в определенное время. Конечно, будить ребенка летом каждый день в 7 утра без необходимости слишком жестокое испытание, но проследить за тем, во сколько ваш ребенок просыпается, и постараться приблизить это время к 8 - 9 часам утра возможно. Это значительно облегчит жизнь с началом учебного года.

Режим дня ребенка изменится  и во второй половине дня. Ребенку необходимо будет выделить время для домашних занятий. В первом классе официально не задают домашних заданий, но учитель, как правило, старается постепенно приучить ребят к этому.

Если родители смогут организовать небольшое 20-25 минут время для занятий за несколько месяцев до начала учебы и регулярно посвящать этим занятиям время, то выполнение домашних заданий станет уже привычным делом для школьника. Это время можно посвящать занятиям на развитие памяти и внимания, мелкой моторики, чтению, счету. Получите двойную пользу.

Уверенность в себе. Немаловажно, чтобы ребенок не испытывал чувства неуверенности в незнакомой обстановке.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок наизусть твердо знает свои фамилию имя и отчество, дату рождения, адрес.

Давайте будущему школьнику возможность самому сделать заказ в кафе или совершить мелкую покупку. Этот опыт общения с незнакомыми взрослыми будет ему полезен.

Мотивация. На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!».

Почему же это происходит? Чаще всего из-за того, что школа не оправдывает ожиданий детей.

Для вашего дошколенка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и  даже мечтаний.

Как же узнать чего ребенок ждет от учебы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование?

Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребенком.

Расскажите о своей школьной жизни и о своем первом классе поделитесь с ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей - одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод побольше узнать о детстве близких людей.

Настраивайте ребенка на успех в учебе, не пугайте неудачами.

Старайтесь не употреблять фраз типа «Как же ты будешь учиться, если даже этого не можешь», «Ты так двойку получишь» и т.п.

Приводите положительные примеры и хвалите ребенка.

Расскажите о собственных школьных успехах, но не перегибайте палку. Не сообщайте ребенку что его мама (папа) были круглыми отличниками (особенно если это не совсем правда). Расскажите и о сложностях, которые у вас возникали в школе и о том, как вы их успешно преодолели.

Не забудьте донести до ребенка мысль, что главная цель походов в школу вовсе не использование новых красивых школьных принадлежностей, не поиск новых друзей и не избавление от детского сада, а учеба, приобретение знаний. И это его работа на ближайшее будущее. Работа увлекательная и очень нужная. Ведь без учебы невозможно стать профессионалом ни в одной области, а ведь ваш малыш так желает стать космонавтом (банкиром, программистом, врачам, актрисой).

Приведите пример о том, как много интересного можно узнать на уроках в школе. Но не приукрашивайте, поскольку в первом классе ребенку, безусловно не раскроют все тайны вселенной.

Расскажите о чем-то, что вы узнали на уроках, и что вас сильно поразило в свое время. Или покажите научный «фокус». У пап обычно имеется целый запас таких физических и химических «фокусов» со школьных времен.

Можно продемонстрировать следующее: Попросите ребенка внимательно наблюдать за вашим зрачком, а второй глаз закрывайте и открывайте ладонью. Диаметр зрачка будет значительно изменяться. В вкратце объясните механизм этого явления. И конечно, не забудьте подчеркнуть, что узнали об этом в школе на уроках биологии.

Внимание и память. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти и внимания ребенка. К счастью, и память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идет о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания – игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребенок заниматься своим развитием в этом возрасте еще не в состоянии.

Ведущий тип памяти дошколенка – непроизвольная память, т.е. ребенок запоминает без особых усилий то и только то, что для него интересно или произвело впечатление. То, что заучивается без усилий путем многократных повторений (так дети учат стихи).

Объем внимания очень невелик – ребенок в состоянии удерживать внимание одновременно на 2-3 объектах (у взрослого от 4 до 7).

Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. Но существуют полезные игры, применять которые можно без специальной подготовки и в которых дети с удовольствием принимают участие.

Например, дети с большим интересом играют на прогулке в такие игры:

1.    Считаем иномарки (если ваш ребенок в состоянии отличить иномарку от отечественного авто).

2.    Запоминаем номер автомобиля (игра сводится к тому, что ребенок и родитель (родители) запоминают номер оговоренного авто, через 10 минут производится контроль и определяется победитель. Время от начала игры до конца постепенно увеличивается).

3.    Считаем машины (нужно считать автомобили, объединенные общим признаком (цифрой или буквой в номере, цветом…)

4.    Точно по такому же принципу можно считать или запоминать что угодно: количество женщин и мужчин среди прохожих, количество людей к одежде определенного цвета, цифры телефонных номеров из рекламных объявлений.

Поход в магазин – хороший повод потренироваться. Назовите ребенку список из 3-4 предметов, которые необходимо купить и предоставьте возможность собрать их в корзину, постепенно увеличивайте сложность задачи.

Очень хороший способ тренировать память – заучивание стихов. Самостоятельно заучивать стихи и тем более делать это регулярно 6-7 летний ребенок не в состоянии. Но способен с помощью и при непосредственном участии родителей. Приз в соревнование кто быстрее запомнит и утром точнее воспроизведет между родителем и ребенком – хороший стимул. Не забывайте иногда проигрывать своему чаду.

В домашних условиях очень полезны для развития памяти и внимания могут быть следующие игры:

1.    «Найди парные картинки» – цель игры – собрать все пары за минимальное количество оборотов. Картинки кладутся рубашкой вверх. Каждый играющий имеет право за один ход открыть 2 картинки, если они не составляют пару, то картинки переворачиваются, ход переходит к следующему игроку, игра продолжается. Перевернувший картинки, составляющие пару продолжает игру до тех пор, пока не ошибется. Набор карточек к подобной игре можно приобрести в магазине.

2.    «Чего не хватает?». Водящий раскладывает 10 предметов и дает участнику посмотреть на них в течение минуты, затем из 10 предметов 1 прячется. Задача игрока назвать исчезнувший предмет. По мере увеличения успешности количество предметов увеличивается. Начинать можно и с меньшего количества, в зависимости от успешности ребенка.

3.    Пазлы и головоломки, предназначенные для детей возраста 6-7 лет.

4.    Любые настольные игры, подобранные соответственно возрасту ребенка.

Родителям важно помнить, что ребенок будет с интересом играть во все эти игры только в случае, если будет чувствовать себя равноправным участником процесса. Не поддавайтесь все время, но и не будьте непобедимым игроком.

ВНИМАНИЕ!!!

Что должен знать и уметь ребенок, поступая в 1 класс

1.    Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать свое полное имя, фамилию и сколько ему лет, имя и отчество своих родителей, свой точный адрес.

2.    Уметь правильно отвечать на заданные вопросы, составлять небольшие рассказы по картинкам, передавать содержание несложных рассказов и сказок, понимать содержание и уметь повторить условие простой задачи.

3.    Важно, чтобы ребенок знал правильное название окружающих предметов, например, предметов мебели, названия посуды, одежды, обуви; части своего тела, лица, названия пальцев.

4.    Уметь молча и внимательно выслушать чужую речь.

ВНИМАНИЕ!!!

Советы родителям будущего первоклассника

1.    До начала занятий родителям следует сходить в школу, познакомиться с учителем, который будет обучать и воспитывать их ребенка; с условиями, в которых будет обучаться ребенок и т.д.

2.    Выяснить, какие пособия или другие школьные принадлежности следует приобрести для ребенка.

3.    Выяснить вопрос относительно школьной формы.

4.    Поговорить с учителем о том, чем они, родители, могут быть полезны школе и учителю в деле обучения и воспитания первоклассников.

ПОКУПКИ:

Одежда для будущего первоклассника. Если школа не имеет единой формы, то выбор костюма для школьника – задача родителей. Желательно, чтобы ваш ребенок принимал непосредственное участие в выборе тех вещей, в которых ему предстоит учиться. Родителям, безусловно, стоит учесть помимо вкуса отпрыска и собственных предпочтений несколько моментов: одежда должна быть «деловой», насколько это применимо к детской одежде, ребенок должен быть в состоянии сам снять и одеть костюм, не затрачивая много времени и усилий (переодевания на физкультуру предстоят первокласснику как минимум дважды в неделю). Учителя, как правило, советуют родителям своих будущих учеников учесть при выборе следующее: одежда должна быть не маркой, не сильно мнущейся, многовариантной (то есть под один костюм позволяет одеть несколько вариантов блузок, рубашек в зависимости от температуры воздуха, торжественности момента т.д.), не очень яркой и не богатой деталями (поскольку такая одежда может служить отвлекающим моментом не только для обладателя, но и для всех его соседей).

Ну и самый важный момент – одежда должна и обувь должны быть удобными, не стеснять движений ребенка.

Ранец или портфель. Выбор ранца или портфеля можно доверить ребенку (под контролем родителей, разумеется). Именно ранец, чаще всего, служит для дошколенка символом начинающейся школьной жизни, поэтому к выбору сего предмета дети относятся особенно трепетно. Важно учитывать только один момент – для учеников начальной школы медики рекомендуют приобретать портфель с лямками, предназначенный для ношения за плечами, а не через одно плечо.

Школьные принадлежности. Если учитель не сформулировала требования к тетрадками, альбомам и дневнику, то выбор у родителей неограничен. Прилавки магазинов пестрят яркими обложками с изображением симпатичных животных и любимых детьми персонажей, пеналами, ручками всех мыслимых цветов. НО выбирая тетрадки и ручки, которыми ваш ребенок будет пользоваться в школе постарайтесь остановиться на наиболее спокойных вариантах, без лишних деталей. Ребенку и так будет достаточно сложно сосредоточенно отсидеть 40 минут, а при наличии такого «отвлекающего фактора» на парте, как яркая обложка тетрадки или ручка с игрушкой, сосредоточиться будет практически невозможно. В компенсацию можно купить ребенку яркий альбом для уроков рисования и тетрадки и ручки на его выбор для занятий дома (но не для выполнения домашнего задания).

ПОДАРОК ПЕРВОКЛАССНИКУ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

Этот пункт, конечно, полностью на усмотрение родителей.

Как правило, родственники стремятся сделать своему первокласснику памятный подарок, чтобы подчеркнуть значимость его новой социальной роли (о чем уже говорилось), придать ребенку дополнительную мотивацию, и просто сделать ему приятное.

Часто в качестве таких подарков современные родители  выбирают часы – отлично подчеркнут наступившую «взрослость» и «занятость» ребенка или сотовый телефон – этот подарок помимо очевидных плюсов (возможность связаться с ребенком и проконтролировать его передвижения) очевидные минусы (мощнейший отвлекающий фактор на занятых, сомнительная безопасность, привлекательность для кражи).

Надеюсь, что Вы нашли для себя что-то интересное и полезное.

Желаем вам и вашему ребенку успешного начала обучения и прекрасного незабываемого 1 сентября, когда ваш Малыш пойдет первый раз в первый класс и станет Школьником.

         

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

Общие знания. Осведомленность ребенка в разных областях: (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)  Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир  животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)

А для расширения общего кругозора будущего первоклассника лучшим способом является чтение книг с обязательным обсуждением прочитанного.

Речь. Умение составлять рассказ по картинке. Пересказывать содержание известной сказки. Рассказывать связные истории из своей жизни. Рассуждать.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития ловкости его пальчиков (так называемой мелкой моторики).

То есть малыш должен побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь вырезать, делать аппликации, надевать бусинки на нитку, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д. – всё это развивает также внимание и усидчивость.

Если же ребёнок просит научить его писать, пусть пишет печатными буквами. Только проследите, чтобы он правильно держал ручку.

Умение считать:

состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);

умение ориентироваться в числовом ряду («соседи» числа 5 – это 4 и 6);

Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).

Математические представления:

  • Числовая последовательность в пределах 20.
  • Сложение и вычитание в пределах 10.
  • Понятие «больше – меньше».
  • Основные геометрические фигуры.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Измерение предметов при помощи линейки.
  • Цвета и их оттенки.

Главное на уроке в школе – умение слушать и понимать. Задумайтесь, умеет ли Ваш ребёнок слушать? Понимает ли он, когда ему что-то объясняют? Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

Умеет ли отвечать на вопросы? Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Для этого больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.

Способен ли он подолгу (не менее 20 минут) выполнять работу, требующую сосредоточенного внимания: рисовать, лепить, собирать конструктор?

Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

Чтобы научить ребёнка справляться с трудностями школьной жизни, необходимо помочь ему стать ответственным, организованным и самостоятельным. Как этого добиться? Здесь главное правило такое: откажитесь от мелочной опеки, не делайте за ребёнка то, что он может и должен делать сам.

Психологическая подготовка к школе

Даже если ребёнок ходит в «Школу будущего первоклассника», родители не должны сидеть, сложа руки. Их главная задача – психологически подготовить ребёнка к новой для него роли ученика. Ведь малышу сначала будет очень трудно научиться соблюдать режим и школьные правила.

Обсудите с ребёнком его новые обязанности в школе и дома, ведь он уже большой и самостоятельный. Познакомьте с правилами, с которыми он столкнётся в школе, объясните, зачем нужны эти правила.

Задача родителей — сформировать у будущего ученика положительное отношение к школе и учёбе. Вспоминайте свои школьные годы, одноклассников, учителей. Рассказывайте о школьной жизни, не преукрашивая, и не пугая.

Объясните малышу, что когда человек учится, у него не сразу может получаться. Ошибаться — это нормально, и его никто за это не будет ругать. Главное — стараться, и тогда, пусть не сразу, обязательно получится.

Обещайте малышу, что он всегда может рассчитывать на Вашу помощь, если у него что-то не будет получаться.

Если у будущего первоклассника есть логопедические проблемы, важно постараться справиться с ними к началу обучения.

Если Вас сильно беспокоит, справится ли Ваш ребёнок со школьной нагрузкой, обратитесь за советом к школьному психологу.

Обычно малыши испытывают энтузиазм по отношению к школе и очень ждут 1 сентября. Уделите достаточно внимания вопросу подготовки Вашего ребёнка к предстоящей учёбе, и тогда школа оправдает его ожидания.

Итог:

Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

Материал для распечатывания.

Памятка родителям.

Что нужно знать ребенку, поступающему в 1 класс

Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

• объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.

• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)

• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.

• знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.

• привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.

• назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.

• какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

• показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.

• дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.

• как называется город, в котором живем.

• какие профессии знает.

• какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.

• какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.

• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;

• иметь представления о природных и погодных явлениях;

• знать основные цвета;

• знать понятия «право-лево»;

• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

• знать праздники;

• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

• находить лишний предмет в группе;

• добавлять в группу недостающие предметы;

• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

• группировать предметы по признаку и называть его;

• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

• точно копировать простой узор;

• описывать по памяти картинку;

• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

• пересказать услышанный рассказ;

• составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

• знать понятия «больше-меньше-поровну»;

• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

• решать простые арифметические задачки;

• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:Хочу такой сайт

• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

• чем отличаются гласные звуки от согласных.

• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

• подбирал слова на заданную букву;

• делил слово на слоги;

• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

• правильно держать ручку и карандаш в руке;

• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

• копировать с образца геометрические фигуры;

• уметь продолжить штриховку рисунка;

• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.



Предварительный просмотр:

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

Общие знания. Осведомленность ребенка в разных областях: (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)  Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир  животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)

А для расширения общего кругозора будущего первоклассника лучшим способом является чтение книг с обязательным обсуждением прочитанного.

Речь. Умение составлять рассказ по картинке. Пересказывать содержание известной сказки. Рассказывать связные истории из своей жизни. Рассуждать.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития ловкости его пальчиков (так называемой мелкой моторики).

То есть малыш должен побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь вырезать, делать аппликации, надевать бусинки на нитку, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д. – всё это развивает также внимание и усидчивость.

Если же ребёнок просит научить его писать, пусть пишет печатными буквами. Только проследите, чтобы он правильно держал ручку.

Умение считать:

состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);

умение ориентироваться в числовом ряду («соседи» числа 5 – это 4 и 6);

Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).

Математические представления:

  • Числовая последовательность в пределах 20.
  • Сложение и вычитание в пределах 10.
  • Понятие «больше – меньше».
  • Основные геометрические фигуры.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Измерение предметов при помощи линейки.
  • Цвета и их оттенки.

Главное на уроке в школе – умение слушать и понимать. Задумайтесь, умеет ли Ваш ребёнок слушать? Понимает ли он, когда ему что-то объясняют? Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

Умеет ли отвечать на вопросы? Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Для этого больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.

Способен ли он подолгу (не менее 20 минут) выполнять работу, требующую сосредоточенного внимания: рисовать, лепить, собирать конструктор?

Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

Чтобы научить ребёнка справляться с трудностями школьной жизни, необходимо помочь ему стать ответственным, организованным и самостоятельным. Как этого добиться? Здесь главное правило такое: откажитесь от мелочной опеки, не делайте за ребёнка то, что он может и должен делать сам.

Психологическая подготовка к школе

Даже если ребёнок ходит в «Школу будущего первоклассника», родители не должны сидеть, сложа руки. Их главная задача – психологически подготовить ребёнка к новой для него роли ученика. Ведь малышу сначала будет очень трудно научиться соблюдать режим и школьные правила.

Обсудите с ребёнком его новые обязанности в школе и дома, ведь он уже большой и самостоятельный. Познакомьте с правилами, с которыми он столкнётся в школе, объясните, зачем нужны эти правила.

Задача родителей — сформировать у будущего ученика положительное отношение к школе и учёбе. Вспоминайте свои школьные годы, одноклассников, учителей. Рассказывайте о школьной жизни, не преукрашивая, и не пугая.

Объясните малышу, что когда человек учится, у него не сразу может получаться. Ошибаться — это нормально, и его никто за это не будет ругать. Главное — стараться, и тогда, пусть не сразу, обязательно получится.

Обещайте малышу, что он всегда может рассчитывать на Вашу помощь, если у него что-то не будет получаться.

Если у будущего первоклассника есть логопедические проблемы, важно постараться справиться с ними к началу обучения.

Если Вас сильно беспокоит, справится ли Ваш ребёнок со школьной нагрузкой, обратитесь за советом к школьному психологу.

Обычно малыши испытывают энтузиазм по отношению к школе и очень ждут 1 сентября. Уделите достаточно внимания вопросу подготовки Вашего ребёнка к предстоящей учёбе, и тогда школа оправдает его ожидания.

Итог:

Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка родителям.

Что нужно знать ребенку, поступающему в 1 класс

Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

• объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.

• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)

• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.

• знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.

• привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.

• назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.

• какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

• показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.

• дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.

• как называется город, в котором живем.

• какие профессии знает.

• какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.

• какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.

• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;

• иметь представления о природных и погодных явлениях;

• знать основные цвета;

• знать понятия «право-лево»;

• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

• знать праздники;

• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

• находить лишний предмет в группе;

• добавлять в группу недостающие предметы;

• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

• группировать предметы по признаку и называть его;

• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

• точно копировать простой узор;

• описывать по памяти картинку;

• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

• пересказать услышанный рассказ;

• составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

• знать понятия «больше-меньше-поровну»;

• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

• решать простые арифметические задачки;

• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:

• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

• чем отличаются гласные звуки от согласных.

• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

• подбирал слова на заданную букву;

• делил слово на слоги;

• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

• правильно держать ручку и карандаш в руке;

• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

• копировать с образца геометрические фигуры;

• уметь продолжить штриховку рисунка;

• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

                               

 Памятка для родителей будущего первоклассника

 Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

 

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

На этапе подготовки:

·         избегайте чрезмерных требований к ребенку;

·         предоставляйте право на ошибку;

·          не думайте за ребёнка;

·          не перегружайте ребёнка;

·         устраивайте ребенку маленькие праздники.

         Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей:

1. Организуйте распорядок дня:

·        

·         стабильный режим дня;

·         сбалансированное питание;

·         полноценный сон;

·         прогулки на воздухе.

2. Формируйте у ребенка умения общаться:

        обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3. Уделите особое внимание развитию произвольности:

учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

5.  Тренируйте руку ребенка:

копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Счастливого пути по дорогам знаний!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.05.2023

Дата обновления: 23.05.2023

Дата публикации: 23.05.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».