Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ/инвалидностью и их семей в условиях дошкольной образовательной организации

05.12.2022

Дошкольная образовательная организация — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность воспитатели, специалисты ОО и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности воспитанников к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, дошкольное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, воспитатели, специалисты ОО должны работать системно. 

Снимок

Главные направления деятельности:


Первичная экспертиза. Воспитатели, специалисты ОО собирают информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации воспитатели, специалисты ОО составляют комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.

Диагностика, подбор инструментов . Воспитатели, специалисты ОО определяют адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.

Непосредственная работа. Воспитатели , специалисты ДОУ  реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.


Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

·                     поддержки и развития индивидуальности;

·                     учета и соблюдения интересов ребенка;

·                     гибкости и вариативности в работе;

·                     непрерывности и системности сопровождения;

·                     взаимодействия всех сторон процесса.

В работе воспитатели, специалисты ОО используют тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

· планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;

· разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики заболеваний, формирования полезных привычек.

  •  ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы  межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:Хочу такой сайт

·            определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;Хочу такой сайт

·    выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;

·               составление социально-психологического портрета личности воспитанника — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалисты  по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

·                     обучения и адаптации;

·                     развития мотивации детей к обучению;

·                     решения психологических проблем;

·                     взаимоотношений в коллективе;

·                     построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

·   помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;

· предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;

·         систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

·       знакомстве с особенностями развития воспитанников;

·  информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;

·         популяризации психологических компетенций;

·    помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ/инвалидностью и их семей в условиях дошкольной образовательной организации.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».