09.12.2023
Развитие саморегуляции и самостоятельности
Нетерпеливость стала одним из характерных качеств современного человека: мы хотим быстрых результатов при минимальных усилиях. Между тем именно умение управлять своими чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей, преодолевать препятствия и трудности. Поэтому формированию способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности следует уделять особое внимание уже в дошкольном возрасте, когда развивается эмоционально-волевая сфера ребенка.
Саморегуляция - процесс управления собственными эмоциональными и физиологическими состояниями, а так же поступками.
Развитие саморегуляции одна из центральных линий развития детей в МАДОУ. Работая с детьми от 2х до 3х лет, педагоги закладывают у них основы, регулирующие функции речи, с 3х лет формируют умение соблюдать правила поведения, с 4х лет способствуют развитию контроля над своими действиями.
В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.Научить детей основам саморегуляции - научить самостоятельности!
Самостоятельность – способность личности планировать и автономно осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний.
На самостоятельность ребенка влияет интеллект, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности.
Основным и необходимым условием для формирования самостоятельности ребѐнка в МАДОУ является правильная организация пространства взаимодействия в каждой возрастной группе. Педагоги создают атмосферу доверия, дружелюбия, выдержанности, а также условия для поддержки детской инициативы.
Способность регулировать различные процессы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.
Правила обучения саморегуляции и самостоятельности:
Постепенно, медленно, плавно.Хвалить за каждый полученный результат.
Двигательная сфера.
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
различать и сравнивать мышечные ощущения; определять характер ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость», др.); характер движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп, ритм);
менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.Первые три умения педагоги МАДОУ с успехом тренируют у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Практические приемы
развития двигательной сферы саморегуляции
(на уровне артикуляционной, мелкой и крупной моторики)
Упражнения:
«Крепкий орешек» (напряжение – расслабление)
«Волшебный сон» (релаксация)
«Делайте вместе со мной»
«Делайте наоборот»
«Делайте, что я скажу, а не то, что покажу»
Эмоциональная сфера
Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально- культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Для этого педагоги помогают каждому ребенку овладеть такими умениями как:
произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Педагоги МАДОУ обучают детей сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом (релаксационные упражнения, детская йога, аутогенная тренировка).
Педагоги начинают с внушения того, что расслабление и отдых - не наказание, а удовольствие. Задача взрослого на этом этапе – добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно. Ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции – умение детей вести себя в различных ситуациях, умение отдыхать.
Приемы развития саморегуляции, используемые педагогами МАДОУ
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха, выдыхание;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Простые игры и упражнения
на
развитие эмоциональной сферы саморегуляции,
используемые педагогами МАДОУ в работе с детьми
«Сова»
«Щекотки»
«Черепашки»
«Наоборот»
«Найди и промолчи»
«Смотри на мячик»
«Зеркало»
Сфера общения
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность педагоги МАДОУ развивают у детей тренировкой следующих умений:
управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать
прочувствовать его эмоциональное состояние);
отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.
Игры с правилами
Становлению произвольного поведения ребѐнка способствует игра. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально
ребѐнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре.
В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные разговоры еще недоступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их поведения.
Игры, активно используемые педагогами МАДОУ при организации игровой деятельности дошкольников:
«Горка палочек»,«Пять палочек».
Вербальные игры
«Якалки». Ведущий загадывает легкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребенок, которого назовет ведущий.
««Да» и «Нет» не говорить». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».
«Шепотком». Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают. Задача дошкольников
– ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шѐпотом.
«Сохрани слово в секрете». Ведущий называет детям разные слова, а они их четко повторяют. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Художественная литература и устное народное творчество
В процессе знакомства с детской литературой педагоги МАДОУ знакомят дошкольников с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность (например, Е. А. Пермяк «Птичьи домики», «Торопливый ножик», «Раки»; В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Н.Носов «Про репку», «Огородники»и др.).
Педагоги обогащают представления детей о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц и поговорок:
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;
«Терпение и труд все перетрут»;
«Есть терпенье, будет и уменье»;
«На хотенье есть терпенье»;
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;
«Без терпенья нет уменья»;
«Поспешишь - людей насмешишь»;
«Делу - время, потехе - час».
Эффективным методом работы педагогов с дошкольниками являются беседы о настроении, о действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах педагог как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя!