Развитие саморегуляции и самостоятельности

09.12.2023

Развитие саморегуляции и самостоятельности 

Нетерпеливость стала одним из характерных качеств современного человека: мы хотим быстрых результатов при минимальных усилиях. Между тем именно умение управлять своими  чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей,  преодолевать препятствия и трудности. Поэтому формированию способности к произвольной регуляции  своего поведения и деятельности следует уделять особое внимание уже в дошкольном возрасте, когда  развивается эмоционально-волевая сфера ребенка.

Саморегуляция - процесс управления собственными эмоциональными и  физиологическими состояниями, а так же поступками.

Развитие саморегуляции одна из центральных линий развития детей в МАДОУ.  Работая с детьми от 2х до 3х лет, педагоги закладывают у них основы, регулирующие  функции речи, с 3х лет формируют умение соблюдать правила поведения, с 4х лет  способствуют развитию контроля над своими действиями.

В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в  регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения создают условия для  развития основ произвольной саморегуляции.Научить детей основам саморегуляции - научить самостоятельности!

Самостоятельность – способность личности планировать и автономно  осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний.

На  самостоятельность  ребенка  влияет  интеллект,  эмоциональное  состояние,  физиологические и индивидуальные особенности.

Основным и необходимым условием для формирования самостоятельности  ребѐнка в МАДОУ является правильная организация пространства взаимодействия  в каждой возрастной группе. Педагоги создают атмосферу доверия, дружелюбия,  выдержанности, а также условия для поддержки детской инициативы.

Способность регулировать различные процессы психической жизни состоит  из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах,  сфере общения и поведения.

Правила обучения саморегуляции и самостоятельности:

Постепенно, медленно, плавно.Хвалить за каждый полученный результат.

Двигательная сфера.

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок  должен овладеть следующими умениями:

произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

различать и сравнивать мышечные ощущения; определять характер ощущений  («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость», др.); характер движений,  сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп,  ритм);

менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.Первые три умения педагоги МАДОУ с успехом тренируют у каждого ребенка,  последнее же во многом зависит от природной одаренности точного мышечного  чувства, моторной ловкости.

Практические приемы

развития двигательной сферы саморегуляции

(на уровне артикуляционной, мелкой и крупной моторики) 

 Упражнения:

«Крепкий орешек» (напряжение – расслабление)

«Волшебный сон» (релаксация)

«Делайте вместе со мной»

«Делайте наоборот»

«Делайте, что я скажу, а не то, что покажу»

Эмоциональная сфера

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще  менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или  негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-  культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно  выражать.

Для этого педагоги помогают каждому ребенку овладеть такими умениями как:

произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения,  которые он испытывает;

различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно,  неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);

одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на  экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции  и эмоции, которые испытывают окружающие;

произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать  эмоции по заданному образцу.

Педагоги МАДОУ обучают детей сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях,  вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение навыкам релаксации  поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом (релаксационные  упражнения, детская йога, аутогенная тренировка).

Педагоги начинают с внушения того, что расслабление и отдых - не наказание, а  удовольствие. Задача взрослого на этом этапе – добиться того, чтобы дети почувствовали себя  спокойно. Ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции – умение детей вести себя в различных ситуациях, умение отдыхать.

Приемы развития саморегуляции, используемые  педагогами МАДОУ

смех, улыбка, юмор;

размышления о хорошем, приятном;

различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других  или дорогих вещей;

вдыхание свежего воздуха, выдыхание;

чтение стихов;

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.Хочу такой сайт

Простые игры и упражнения

на развитие эмоциональной сферы саморегуляции,  используемые педагогами МАДОУ в работе с детьми

«Сова»

«Щекотки»

«Черепашки»

«Наоборот»

«Найди и промолчи»

«Смотри на мячик»

«Зеркало»

Сфера общения

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность педагоги МАДОУ развивают у детей тренировкой следующих умений:

управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать

прочувствовать его эмоциональное состояние);

отвечать  адекватными  чувствами  (т.е.  в  ответ  на  эмоциональное  состояние  товарища  проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое  эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые.  Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии,  сострадания, общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и  способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития  эмоционального контроля его личности.

Игры с правилами

Становлению произвольного поведения ребѐнка способствует игра. Механизм управления  своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в  других видах деятельности. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально

ребѐнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре.

В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют  действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную  активность, ситуативность поведения.

Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные разговоры еще  недоступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно  достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо  усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной  деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их  поведения.

Игры, активно используемые педагогами МАДОУ при организации игровой деятельности дошкольников:

«Горка палочек»,«Пять палочек». 

Вербальные игры

«Якалки». Ведущий загадывает легкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят  ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребенок, которого назовет ведущий.

««Да» и «Нет» не говорить». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие  вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».

«Шепотком». Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают. Задача дошкольников

– ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная  карточка) и только шѐпотом.

«Сохрани слово в секрете». Ведущий называет детям разные слова, а они их четко  повторяют. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их  повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен  молча хлопнуть один раз в ладоши.

Художественная литература и устное народное творчество

В процессе знакомства с детской литературой педагоги МАДОУ знакомят  дошкольников с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное  одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость,  старательность (например, Е. А. Пермяк «Птичьи домики», «Торопливый ножик», «Раки»; В.  В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Н.Носов «Про репку», «Огородники»и  др.).

Педагоги обогащают представления детей о волевых качествах личности с помощью  соответствующих пословиц и поговорок:

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

«Терпение и труд все перетрут»;

«Есть терпенье, будет и уменье»;

«На хотенье есть терпенье»;

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

«Без терпенья нет уменья»;

«Поспешишь - людей насмешишь»;

«Делу - время, потехе - час».

Эффективным методом работы педагогов с дошкольниками являются беседы о  настроении, о действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах педагог как бы  выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».