09.12.2023
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: “Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества” Общеизвестно, что любовь к Родине, стремление к сохранению ее культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива ДО является нравственнопатриотическое воспитание дошкольников. Анализ теоретических подходов к проблеме позволил нам сформулировать цель программы: формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры России Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине. — Упорядочить и закрепить информацию о России, родном городе, крае, их символики.
— Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье. — Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
— Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас. В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы: · Закон Российской Федерации «Об образовании». · Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». · Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Для реализации данного направления в детском саду:
В методическом кабинете собран материал о России, о её городах, об армии, о природе, о культурном наследии.
Холлы детского сада оформлены с использованием «Символов России», изготовленные специально для детского садоа.
В старших, подготовительных группах в рамках дополнительного образования проходит программа "С чистым сердцем"
Обобщен педагогический опыт «Достопримечательности Урала» по знакомству с историческим прошлым;
Дети учатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.
Проводится большая работа по приобщению детей к истокам духовной
культуры, которая лежит в основе национальной культуры России.
Начинаем мы работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя
семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его
семьей.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он
должен научиться сопереживанию. А для этого ребенка надо научить уже с
детства волноваться чужим печалям, радоваться радости другого, проявлять
заботу, оказывать посильную помощь людям. Большое внимание уделяет
социальному и эмоциональному развитию личности ребенка, старается
создать психологически благополучную среду в группе, где ребенок
находится весь день.
В результате такой работы дети становятся более чуткими, отзывчивыми, не проявляют агрессию по отношению к друг другу. Педагог – психолог создает специальные ситуации, позволяющие каждому ребенку проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения; не допускает подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими; с целью развития контактов и обогащения опыта общения использует различные способы формирования микрогрупп. Известный педагог отмечал: “В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств”. Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Так, назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Поэтому работа построена таким образом, что родители являются равноправными участниками развивающего процесса. Родители помогают в оформлении генеалогического дерева, идущего от ребёнка; семейных альбомов; рисования портретов папы ко Дню защитника Отечества, мамы на 8-е Марта; участвуют в праздниках, в конкурсах, выставках; изготовлении костюмов, атрибутики и т. д Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники.
Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации
краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников
атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей
элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного
искусства.