Духовно-нравственное воспитание

09.12.2023

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: “Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества” Общеизвестно, что любовь к Родине, стремление к сохранению ее культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива ДО является нравственнопатриотическое воспитание дошкольников. Анализ теоретических подходов к проблеме позволил нам сформулировать цель программы: формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры России Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 — Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине. — Упорядочить и закрепить информацию о России, родном городе, крае, их символики. 

— Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье. — Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей. 

— Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас. В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы: · Закон Российской Федерации «Об образовании». · Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». · Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Для реализации данного направления в детском саду: 

 В методическом кабинете собран материал о России, о её городах, об армии, о природе, о культурном наследии. 

Холлы детского сада оформлены с использованием «Символов России», изготовленные специально для детского садоа. Хочу такой сайт

В старших, подготовительных группах в рамках дополнительного образования проходит программа "С чистым сердцем"

 Обобщен педагогический опыт «Достопримечательности Урала» по знакомству с историческим прошлым; 

Дети учатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию. 

 Проводится большая работа по приобщению детей к истокам духовной культуры, которая лежит в основе национальной культуры России. Начинаем мы работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию. А для этого ребенка надо научить уже с детства волноваться чужим печалям, радоваться радости другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь людям. Большое внимание уделяет социальному и эмоциональному развитию личности ребенка, старается создать психологически благополучную среду в группе, где ребенок находится весь день. 

В результате такой работы дети становятся более чуткими, отзывчивыми, не проявляют агрессию по отношению к друг другу. Педагог – психолог создает специальные ситуации, позволяющие каждому ребенку проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения; не допускает подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими; с целью развития контактов и обогащения опыта общения использует различные способы формирования микрогрупп. Известный педагог отмечал: “В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств”. Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Так, назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Поэтому работа построена таким образом, что родители являются равноправными участниками развивающего процесса. Родители помогают в оформлении генеалогического дерева, идущего от ребёнка; семейных альбомов; рисования портретов папы ко Дню защитника Отечества, мамы на 8-е Марта; участвуют в праздниках, в конкурсах, выставках; изготовлении костюмов, атрибутики и т. д Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники. 

 Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».