09.12.2023
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисково-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций», познавательная деятельность с элементами экспериментирования. Первые позволяют развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма конкретно формирует представления об объектах и явлениях, и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний. Для детей старшего дошкольного возраста планируется интегрированная образовательная деятельность. Её целью является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать ребенка, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей. При разработке содержания познавательной деятельности, учитываются следующие условия:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
- содержание должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию деятельности стимулирует познавательную активность детей.
Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия и рассуждения, в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами.
Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры: «Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки-путаницы».
Старшим детям развивать свои мыслительные
способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди
похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд
последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай
предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей
реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в
использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой,
целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах
с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и
лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация
позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что
параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
В развитии речи широко используются для развития фонематического слуха,
усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился»,
«Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная
цепочка». При составлении описательных рассказов по картинкам и
игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской
литературе встречается немалое количество произведений, которые
помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск
решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто
сидит в пруду» – эксперимент с собственным отражением в зеркале. А.
Усачев «Умная собачка Соня» (кладезь идей для опытов и экспериментов) –
«Впитывает – не впитывает», «Умный язычок (определение вкуса)», «Где
можно увидеть радугу? (домашнее экспериментирование, экскурсия)».
В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым
материалом развивает инициативность, произвольность и креативность
личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной
компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать
звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных
определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни;
поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев
воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по
хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при
изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит
игровой, занимательный характер.
Исследовательская деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. На прогулках, в окружающей действительности планируются наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке. Экскурсии – это один из видов наблюдений по ознакомлению с природой. Во время экскурсий ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами. Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В ходе данной работы предоставляется возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности. Музыкальный ребенок отличится в опытах со звуками, инструментами; юный математик легко справится через эксперименты с объемами, весом; творческие личности проявят себя в опытах с бумагой, красками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется Центр экспериментирования. В нём имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах. Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная. Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка. Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. Эти два вида деятельности неразрывны между собой. В их основе лежат: развитие исследовательских умений и навыков дошкольников; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных образовательных областей; умение критически мыслить, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью взрослых. Это может быть воспитатель, психолог или родители ребенка, группы детей. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, творческие проекты «Новогодняя елочка», «Огород», вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации, мастерили и проводили эксперименты.
Правильно организованная исследовательская деятельность дает
возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,
впечатлениях, способствует воспитанию любознательного,
самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы
способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и
повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.