СОДЕРЖАНИЕ
№ раздела
Название
Страница
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
5
1.3
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
особенностей развития детей
Планируемые результаты освоения программы
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
11
2.1
Описание
образовательной
деятельности
в
соответствии
8
с 11
направлением развития ребенка
2.2
Социально-коммуникативное развитие
11
Познавательное развитие
17
Речевое развитие
21
Художественно-эстетическое развитие
23
Физическое развитие
29
Особенности образовательной деятельности разных видов и 32
культурных практик
2.3
Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4
Особенности
взаимодействия
педагогического
34
коллектива
с 35
семьями воспитанников
3.
ОРГНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Организация режима пребывания детей в ДОУ
37
3.2
Материально-техническое обеспечение
38
3.2.1
Методические материалы и средства обучения и воспитания
38
3.2.2
Особенности
организации
развивающей
предметно- 41
пространственной среды
4.
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
5.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
44
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Введение
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
1.3.Характеристика детского сада
1.4.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД
по плаванию
1.5.Обеспечение безопасности НОД по плаванию
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.Цели и задачи обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
2.2.Методика обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВОСПИТАННИКОВ
3.1.Требования к уровню подготовки детей младшего дошкольного возраста
3.2. Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников
РАЗДЕЛ 4. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Введение
Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой
большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках.
Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация
человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии
социального прогресса общества.
Формирование
здоровья
ребенка,
полноценное
развития
его
организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное
воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка
и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного
образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет
формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического
воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и
навыки.
Плавание является уникальным видом физических упражнений,
превосходным средством для развития и совершенствования физических
качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние
на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания
и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное
воспитательное
значение.
Они
создают
условия
для
формирования
личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим
видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.
Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей
дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного
безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому
что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых
очень важно
и социально значимо сохранить эти маленькие жизни,
сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в
ответе за своевременное обучение плаванию детей.
Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю
жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит
сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему
здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из
самых важных и благородных целей в области физического воспитания,
особенно среди подрастающего поколения.
Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на
основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта
одна из базовых программ, в которой представлена система работы по
обучению плаванию детей 3-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся
организации и методики обучения в различных условиях.
Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для
оздоровления,
закаливания,
и
обеспечения
всестороннего
развития
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями дошкольников.
Важными задачами программы является освоение основных навыков
плавания, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты,
выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию
водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование
стойких гигиенических навыков.
В программе выделена закономерность поэтапного формирования
соответствующих навыков плавания на основе использования системы
упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные
задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового
социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет
особые
требования
Предусматриваются
к
двигательным
основные
требования
способностям
к
организации
ребенка.
проведения
плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых
санитарно-гигиенических правил.
В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей
плаванию, которая включает следующие формы:
- непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
-
развлечения, праздники на воде.
Основное содержание программы составляют физические упражнения
и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами
кроль на груди, кроль на спине.
Программа
ориентирует
на
поддержание
положительного
эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им
удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению
научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа
жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными
правилами безопасного поведения.
1.2.Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
- Закон РФ «Об образовании»
- ФГОС
- Устав МАДОУ
- Программа развития МАДОУ
- Общеобразовательная программа МАДОУ
- Конституция РФ
- Федеральные Государственные Требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, приказ от
23.11.09г.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.
1.3.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения занятий по
плаванию
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания
и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и
правильно соблюдаются все основные требования к его организации,
обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно гигиенические правила.
Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей
программе проходит в крытом малоразмерном бассейне и спортивном зале ,
расположенных в здании МАДОУ «Детский сад № 6» г. Верхняя Пышма.
Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к
образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего
возраста.
Обучение
детей
плаванию
представляет
собой
ряд
взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и
методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду
осуществляется
в
комплексе
со
всеми
многообразными
формами
физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание
непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным
режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат
в укреплении их здоровья и закаливания организма.
Режим
дня,
включающий
непосредственно
образовательную
деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей
на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности,
приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и
воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи.
Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна
проходить не ранее чем через 40 мин после еды.
Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной
деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в
зависимости от возраста детей и от конкретных условий.
Таблица 1
Длительность занятий по плаванию в разных возрастных группах в течение
года
Вторая младшая
2
Число
детей
в
подгру
ппе
8-10
Средняя
2
10-12
15-20
30-40
Старшая
2
10-12
20-25
40-60
2
10-12
25
50-60
Возрастная
группа
Подготовительная
к школе
Количе
ство
подгру
пп
Длительность занятий, мин.
в одной
подгруппе
во всей группе
10-15
20-30
Таблица 2
Распределение количества НОД по плаванию в разных возрастных группах
на учебный год
Возрастная группа
Количество часов
Количество занятий
в
неделю
в год
в неделю
в месяц
в год
1
36
15мин
1
9
Средняя
2
72
40мин
Старшая
2
72
50мин
72
1
Вторая младшая
Подготовительная
к школе
2
2часа
40мин
3часа
20мин
4
24
33
36
Таблица 3
Продолжительность и распределение количества развлечений, праздников на
воде в разных возрастных группах
Возрастная
группа
Вторая младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
к школе
Количество
проведения
развлечение
праздник
1 раз в
квартал
1 раз в
1 раза в год
квартал
1 раз в
1 раза в год
квартал
1 раз в
1 раза в год
квартал
Продолжительность
проведения
развлечение праздник
15-20 мин
20 мин
45 мин
25-30 мин
до 1 часа
40 мин
до 1 часа
Непосредственную образовательную деятельность по плаванию
проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное
образование.
Большая роль в подготовке и проведении
непосредственно
образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям групп.
Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по
физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей
группе: следят за выполнением расписания образовательной деятельности и
готовят подгруппы к ней, знакомят с правилами поведения в бассейне,
непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться.
Вместе с медсестрой определяют, кому из детей необходим щадящий режим
или освобождение от занятий, поддерживают тесную связь с родителями.
Воспитатель
перед образовательной деятельностью по плаванию
проверяет наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает
детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в
бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные
шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети
младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при
одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно
делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее.
Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности.
Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения
детей им необходима помощь воспитателя
Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне и
имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.
При проведении непосредственно образовательной деятельности
осуществляется
здоровьем
медико-педагогический
каждого
ребенка,
с
контроль
учетом
над
его
воспитанием
и
индивидуальных
психофизиологических особенностей.
Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию
включают следующее:
- освещенные и проветриваемые помещения;
- ежедневная смена воды;
- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
- дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
- анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования
контролируется санэпидстанцией.
Таблица 4
Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора
воды в каждой возрастной группе
Возрастная группа
Температура
Температура
Глубина
воды (0С)
воздуха (0С)
бассейна (м)
Вторая младшая
+ 30… +320С
+26… +280С
0,4-0,5
Средняя
+ 28… +290С
+24… +280С
0,7-0,8
Старшая
+ 27… +280С
+24… +280С
0,8
+ 27… +280С
+24… +280С
0,8
Подготовительная
к школе
1.4.Обеспечение безопасности занятий по плаванию
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с
правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны
знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми
помочь детям.
Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми
дошкольного возраста включает следующие правила.
- Непосредственно
образовательную
деятельность
по
плаванию
проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям
безопасности и гигиены.
- Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в
воду и ныряния.
- Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду,
садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу
друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
- Не проводить непосредственно образовательную деятельность по
плаванию с группами, превышающими 10-12 человек.
- Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности
только с разрешения врача.
- Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости
только с разрешения преподавателя.
- Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода
из нее.
- Научить детей пользоваться спасательными средствами.
- Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно
наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника
отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать
помощь ребенку.
- Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении
непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
- Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше,
чем через 40 минут после еды.
- При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа»,
посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
- Соблюдать методическую последовательность обучения.
- Знать индивидуальные данные физического развития, состояние
здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
- Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на
поверхности воды.
- Не
злоупотреблять
возможностями
ребенка,
не
форсировать
увеличения плавательной дистанции.
- Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения
безопасности
непосредственно образовательной деятельности по
плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила
поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению преподавателя;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде инструктора.
При обучении прыжкам каждый воспитанник должен знать и соблюдать
правила прыжков в воду.
- Во время проведения прыжков в воду необходимо соблюдать строгую
дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно
слушать объяснения преподавателя.
- Выполняются прыжки строго под наблюдением преподавателя и по его
команде.
- Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок
дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из воды.
- При прыжках в воду с твердой опоры
необходимо обхватывать
пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не
упасть назад.
- При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть
ноги в коленях.
- Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором.
Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания
с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при
проведении непосредственно образовательной деятельности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает
разностороннее развивающее влияние на детей и имеет
высокий
образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только
двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические
качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и
эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и
ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со
сверстниками.
Цели начального обучения плаванию дошкольников.
- Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.
- Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению
здоровья детей и их физическому развитию.
- Заложить
прочную
основу
для
дальнейшей
образовательной
деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде.
Задачи обучения.
- Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.
- Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и
ориентироваться под водой.
- Учить выдоху в воде.
- Учить лежать в воде на груди и на спине.
- Учить скольжению в воде на груди и на спине.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения
на груди и на спине.
- Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во
время скольжения на груди и на спине.
- Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и
на спине.
- Учить различным прыжкам в воду.
Таблица 5
Характеристика основных навыков плавания.
Навык
Характеристика
Помогает
Ныряние
обрести
произвольно,
чувство
сознательно
уверенности,
уходить
под
учит
воду,
ориентироваться там и передвигаться, знакомят с
подъемной силой.
Вырабатывают умение владеть своим телом в воде,
Прыжки в воду
чувствовать на него действие разных сил, развивают
решительность, самообладание и мужество.
Позволяет почувствовать статистическую подъемную
Лежание
силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит
преодолевать чувство страха.
Позволяет почувствовать не только статистическую,
но
и
динамическую
подъемную
силу,
учит
продвигаться и ориентироваться в воде, работать
Скольжение
попеременно руками и ногами, проплывать большие
расстояния,
совершенствует
другие
навыки,
способствует развитию выносливости.
Ритмичное правильное дыхание, согласованное с
Контролируемое
ритмом движений, учит преодолевать давление воды,
дыхание
развивает
дыхательную
мускулатуру,
он
тесно
взаимосвязан со всеми навыками.
Таблица 6
Закономерность поэтапного формирования навыков плавания
I этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение с
Ранний и младший
водой (безбоязненное и уверенное
дошкольный возраст.
передвигаться по дну с помощью и
самостоятельно, совершать простейшие
действия, играть).
II этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Приобретение детьми умение и навыков,
Младший и средний
которые помогают чувствовать себя в воде
дошкольный возраст.
достаточно надежно (всплывать, лежать,
скользить, самостоятельно выполнять вдохвыдох в воду).
III этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Обучение плаванию определенным способом
Старший дошкольный
(согласованность движений рук, ног, дыхания). возраст.
IV этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Продолжение усвоения и совершенствования
Старший дошкольный
техники способа плавания, простых поворотов,
возраст.
элементарных прыжков в воду.
2.2.Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих
педагогических принципах:
- принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый
интерес и активное участие в занятиях плаванием;
- принцип наглядности – предполагает использование наглядных
пособий, ориентиров, образных
выражений, заданий предметного
характера, которые создают условия более четкого ощущения,
воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
- принцип доступности – предполагает постепенное
требований,
соответствующих
психологической,
возрастание
физической,
координационной готовности к обучению;
- принцип
индивидуального
подхода
–
обеспечивает
учет
индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе
обучения;
- принцип постепенности в повышении требований – предполагает
определенную методическую последовательность в освоении навыка
плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному;
применение широкого круга упражнений, движений и использование
игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Методы обучения.
- Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений,
рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
- Наглядные: показ изучаемого движения в целостном
виде, с
разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий,
видеосюжетов, жестов.
- Практические: предусматривают многократное повторение движений
сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или
усложненных
условиях,
изучение
движений
в
игровой
и
соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Навыки
плавания
совершенствуются
при
формируются
использовании
у
детей,
различных
закрепляются
средств
и
обучения
плаванию.
1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:
- комплекс подводящих упражнений;
- элементы «сухого плавания».
2. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие
детей с водой и ее свойствами:
- передвижение по дну и простейшие действия в воде;
- погружение в воду, в том числе с головой;
- упражнение на дыхание;
- открывание глаз в воде;
- всплывание и лежание на поверхности воды;
- скольжение по поверхности воды.
3. Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без»:
- движение рук и ног;
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания;
- плавание в координации движений.
4. Простейшие спады и прыжки в воду:
- спады;
- прыжки на месте и с продвижением;
- прыжки ногами вперед;
- прыжки головой вперед.
5. Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию умения передвигаться в воде;
- овладению навыком погружения и открывания глаз;
- овладению выдохам в воду;
- развитию умения всплывать;
- овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитию умения выполнять прыжки в воду;
- развитию физического качества.
Основной принцип обучения детей – учить плавать технически
правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших
занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным
движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного
плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на
груди и на спине.
Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке:
формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают
отдельные
движения;
соединяются
разученные
движения.
Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов
обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук;
разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в
полной координации.
Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:
- ознакомление с движением на суше;
- изучение движений с неподвижной опорой;
- изучение движений с подвижной опорой;
- изучение движений в воде без опоры.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания
играет также использование вспомогательного материала и оборудования.
Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений,
снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений,
рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к
занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении.
Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в
обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен
таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание
окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому
захотелось научиться плавать.
При последовательном решении задач и с использованием различных
средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в
плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в
дальнейшем обучении.
РАЗДЕЛ3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
3.1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе
Младшая группа.
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к
воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее
болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней
посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и
плескаться в бассейне.
Во второй младшей группе период освоения детей в воде. Начинается
этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые
помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно
передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В
то
же
время
дети
знакомятся
с
некоторыми
свойствами
воды
-
сопротивлением, поддерживающей силой и др.
Задачи обучения.
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
- Знакомить с некоторыми свойствами воды.
- Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
- Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе
воды и воздуха.
- Учить различным прыжкам в воде.
- Делать попытки лежать на воде.
- Учить простейшим плавательным движениям ног.
Гигиенические
навыки:
пытаться
самостоятельно
раздеваться,
одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.
К концу года дети могут:
- Погружать лицо и голову в воду
- Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или
до груди с помощью рук.
- Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
- Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
- Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
- Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
- Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на
спине.
- Пытаться скользить по поверхности воды.
Средняя группа.
К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается
новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание,
скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают
чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на
формирование умения находиться в воде в без опорном положении.
Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются
уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение
плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются
требования к самостоятельности, организованности.
Задачи обучения.
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Продолжать обучать передвижениям в воде.
- Учить погружаться в воду.
- Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе
воды и воздуха.
- Обучать выдоху в воду.
- Учить открывать глаза в воде.
- Учить различным прыжкам в воде.
- Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
- Учить выполнять плавательные движения ногами.
Гигиенические
навыки:
пытаться
самостоятельно
раздеваться,
одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать
их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую
палку.
- Делать попытку доставать предметы со дна.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
- Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший
прыжок ногами вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
- Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
- Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».
Старшая группа.
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается
закрепление основных навыков плавания.
Задачи обучения.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
- Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и
ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
- Учить
выполнять
попеременные
движения
ногами
во
время
скольжения на груди.
- Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и
вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать
их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
К концу года дети могу.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Нырять
в
обруч,
проплывать
тоннель,
подныривать
под
гимнастическую палку.
- Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания
«Кто дольше».
- Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду
головой вперед.
- Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
- Выполнять упражнение «Поплавок».
Подготовительная к школе группа.
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском
саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически
правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание
кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно
слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является
обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой,
преодолеть
водобоязнь,
получить
азы
техники
плавания.
Главное
необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными
навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях,
заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к
навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и
совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях
воспитывается
самостоятельность,
организованность,
решительность,
уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать
приобретенные навыки.
Задачи обучения.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на
спине.
- Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и
ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более
продолжительное время.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед,
головой вперед.
- Учить
выполнять
попеременные
скольжения на груди и на спине.
движения
ногами
во
время
- Учить попеременные и одновременные движения руками во время
скольжения на груди и на спине.
- Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и
на спине.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и
вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно
их выполнять.
К концу года дети могут.
- Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
- Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании
с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом
головы в сторону с неподвижной опорой
- Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
- Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на
спине.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение
«Осьминожка» на длительность лежания.
- Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
- Пытаться плавать способом на груди и на спине.
3.2.Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с
помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой
возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных
упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения
контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого
фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды.
По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка.
Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год.
Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи
обучения.
Таблица 7
Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения
конкретной задачи.
Возрастная
группа
II младшая
Задача
Научить не бояться воды, самостоятельно входить в
нее, безбоязненно играть, а также делать попытки
лежать на воде, делать выдох на границе воды и
воздуха.
Средняя
То же, что и в младшей группе, а также научить
кратковременно, держаться и скользить на воде,
выполнять плавательные движения ногами, пытаться
делать выдох в воду.
Старшая
То же и в средней группе, а также более уверенно
держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в
воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на
спине.
Подготовительная Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно
к школе
держаться на воде более продолжительное время,
скользить на ней, выполнять плавательные движения
ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на
груди и на спине.
Таблица 8
Контрольное тестирование (младший возраст)
Навык
плавания
Ныряние
Контрольное упражнение
Погружение лица в воду.
Погружение головы в воду.
Продвижение Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до
в воде
бедер или до груди с помощью рук.
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Упражнение «Крокодильчик».
Выдох в воду Вдох над водой и выдох в воду.
Прыжки в
Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или
воду
до груди.
Лежание
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на
спине.
Скользить по поверхности воды.
Таблица 9
Контрольное тестирование (средний возраст)
Навык
плавания
Ныряние
Контрольное упражнение
Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.
Пытаться доставать предметы со дна.
Продвижение Упражнения в паре «на буксире».
в воде
Бег парами.
Скольжение на груди.
Выдох в воду Упражнение на дыхание «Ветерок».
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Прыжки в
Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.
воду
Прыжок ногами вперед.
Лежание
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди
спине.
и на
Таблица 10
Контрольное тестирование (старший возраст)
Навык
плавания
Ныряние
Контрольное упражнение
Ныряние в обруч.
Проплывание тоннеля.
Подныривание под мост.
Игровое упражнение «Ловец».
Продвижение Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.
в воде
Скольжение на спине.
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на
груди.
Выдох в воду Выполнение серии выдохов в воду.
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Прыжки
Прыжок ногами вперед.
в воду
Соскок головой вперед.
Лежание
Упражнение «Поплавок».
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.
Лежание на спине с плавательной дощечкой.
Таблица 11
Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)
Навык
плавания
Ныряние
Контрольное упражнение
Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).
Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под
водой.
Продвижение Плавание на груди с работой рук, с работой ног.
в воде
Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.
Выдох в воду Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в
сторону с неподвижной опорой.
Прыжки
в Прыжок головой вперед.
воду
Прыжок ногами вперед в глубокую воду.
Лежание
Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой
воде.
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие
обозначения.
- Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык
сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
- Средний уровень
недостаточно
– говорит о промежуточном положении, т.е.
правильном
выполнении
упражнения.
Ребенок
выполняет с помощью.
- Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения.
Ребенок не выполняет упражнение
3.3. Материально-техническое обеспечение.
Бассейн детского сада находится в пристрое детского сада, который соединен
переходом. В помещении бассейна имеются следующие помещения:
- ванна бассейна 3 Х 9 метров с искусственным освещением;
- раздевалка с индивидуальными шкафчиками в количестве 20 штук;
- душевая;
- туалет;
- холл;
- хлораторная;
- вентиляционная.
Инвентарь бассейна: лестница, доски для плавания, обручи, тонущие
игрушки, поплавки, резиновые игрушки, мячи, шайбы, цветные камушки,
игрушки надувные.
РАЗДЕЛ 4. АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Возраст воспитанников 3 – 4 года.
ЗАДАЧИ:
- способствовать уменьшению периода адаптации к воде;
- обучить опусканию лица в воду;
- обучить различным видам передвижения в воде;
- обучить выдоху в воду;
- способствовать воспитанию морально-волевых качеств (смелость,
настойчивость);
- формировать навыки личной гигиены;
- воспитывать самостоятельность.
Возраст воспитанников 4 – 5 лет.
ЗАДАЧИ:
- обучить самостоятельному горизонтальному лежанию на груди и спине;
- обучить многократным выдохам в воду;
- обучить скольжению на груди и на спине;
- обучить работе ног как при плавании способом «кроль» на груди и на спине
в скольжении;
- способствовать формированию правильной осанки;
- воспитывать организованность.
Возраст воспитанников 5 – 6 лет.
ЗАДАЧИ:
- обучить согласованной работе рук и ног при плавании способом «кроль» на
груди и на спине;
- совершенствовать работу ног, как при плавании способом «кроль» на груди,
так и на спине без опоры;
- способствовать развитию силовых возможностей;
- способствовать формированию правильной осанки;
- воспитывать чувство коллектива.
Возраст воспитанников 6 – 7 лет.
ЗАДАЧИ:
- обучить согласованной работе рук, ног и дыхания при плавании способом
«кроль» на груди и на спине;
- совершенствовать технику плавания;
- способствовать закаливанию детей;
- способствовать формированию правильной осанки;
- воспитывать целеустремлённость и настойчивость.
Срок реализации программы : 4 года
Язык, на котором ведется образовательная деятельность – русский.
РАЗДЕЛ 5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Булгакова
Н.Ж.
Плавание:
Пособие
для
инструктора
–
общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
2.
Волошина
Л.Н.Воспитание
двигательной
культуры
дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. – М.:АРКТИ,
2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
3.
Галицина
Н.С.
Нетрадиционные
занятия
физкультуры
в
дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
4.
Глазырина
Л.Д.
Физическая
культура
-
дошкольникам:
программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.143 с.
5.
Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.:
Просвещение, 1993
6.
Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. –
М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
7.
Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура
и спорт, 1983.-288с.
8.
Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя
детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
9.
детском
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в
саду:
Книга
для
воспитателей
детского
сада
и
родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение,
1991.-158 с.
10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание.
-2001.- № 6, 7.
11. Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ:
Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- (
Библиотека руководителя ДОУ).
12. Тарасова
Т.А.Контроль
физического
состояния
детей
дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и
педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к
журналу «Управление ДОУ»).
13. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду.
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
14. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с
раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР»,
2008.-120 с.