09.12.2023
Развитие любознательности и интереса как проявление познавательной активности у дошкольников Интересы ребѐнка.… Как они причудливы, непостоянны, парадоксальны для взрослого ума. Их логика кажется непостижимой: то, что для одного является признаком нескончаемого удовольствия, ради чего он готов трудиться до изнеможения, другого оставляет абсолютно равнодушным. Но так ли в действительности непостижима эта логика и непроходима грань, отделяющая интересы взрослого от интересов далекого детства? И если сегодня не искать пути воспитания личности маленького человека, то не обойтись без ключа к ее важнейшему образованию - интересу.
Интерес - явление очень сложное. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. И все же, обращаясь к его изучению, мы можем обнаружить, прежде всего, такие его свойства, которые связаны с познавательным отношением человека к миру. Именно это стремление к познанию нового объединяет все проявления интереса. И при всем разнообразии проявлений интересов, очевидно, такое как любознательность. Проявлять любознательность - значит, проявлять исследовательский интерес. Любознательный человек - всегда исследователь, даже если он идет проторенным путем. Мир перед любознательным открывается как мир загадок, мир проблем. Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы -- потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности. Следует отметить, что содержание понятия «любознательность» до сих пор остается дискуссионным. Оно недостаточно отдифференцировано от понятий «интерес», «познавательная потребность», «мотив». Такая полиморфность обусловлена многозначностью понимания любознательности, отсутствием общих позиций в еѐ исследовании. Щукина Г.Н. рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. На основании выше изложенного и была выбрана тема для детального изучения: «Развитие любознательности и интереса как проявление познавательной активности у дошкольников».
Глава 1. Основы развития познавательной активности
1.1 Сущность понятия «познавательная активность» Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Что же такое познавательная активность? Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина активность. Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный - энергичный, деятельный; противоположное - пассивный. В некоторых языках деятельность и активность называют, одним словом activity. В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребѐнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И.Щукина определяет « познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Исследования, отражѐнные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в
развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи,
теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность
играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим
условием успешной деятельности ребѐнка и его развития в целом. Известно, что познание
- главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребѐнком спрятанных связей
и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».
Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с
деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Таким
образом, условием развития познавательной активности, вознесения ее на высшую
ступень являются практические исследовательские действия самого ребѐнка. И в этом мы
еще раз убеждаемся, читая труды ученых - Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, М.И.
Лисиной и других. Под познавательной активностью они понимают самостоятельную,
инициативную деятельность ребѐнка, направленную на познание окружающей
действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость
решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Познавательная активность не является врождѐнной. Она формируется на протяжении
всей сознательной жизни человека. Социальная среда - условие от которой зависит,
перейдѐт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями
воспитания.
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно
ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются
формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких
случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может
происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного
отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всѐм
разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать
субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно -
ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному
подходу, качественно меняет роль и место ребѐнка в познавательном процессе - акцент
при этом переносится на деятельную личность.
Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально
заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребѐнка самостоятельно
организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение
по поводу кого-то или чего-то, отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность,
фантазию, объединять разные впечатления. Активность ребѐнка проявляется в его
стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.
Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой
деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Однако познавательную
активность нельзя рассматривать как прямолинейное движение. Это - движение по
спирали. Сказанное обозначает, разработка оптимальной технологии формирования
определѐнных умений предвидит не только определения взрослыми круга знаний,
которые должен усвоить ребенок, а и согласование спроектированного содержания с
индивидуальным опытом каждого ребѐнка. Только при таких условиях практические
задания связываются с нуждами исполнителя, с его намерениями и ценностями.
Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые ученые считают, что активность исчезает, как только решается проблема, т.е., твердят они, процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности. Мы поддерживаем второй тезис, поскольку многолетняя практика, опыт работы с дошкольниками показывает: если ребенок понимает новый материал, осознает, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребенок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания. Получается, как раз за пониманием идет «вспышка активности». Это, в свою, очередь, вызывает у ребенка положительные эмоции. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребѐнка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Таким образом, условием развития познавательной активности детей дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда еѐ становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Таким образом, на основании проведѐнного анализа, мы для себя определили познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждѐнность ребѐнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
1.2 Понятие «любознательности» и «интереса» и их взаимосвязь Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности, выражают отношение к окружающей жизни Познавательное отношение не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания, в процессе усвоения детьми общественного опыта, обобщенного в системе знаний, умений, навыков. Процесс воспитания любознательности и познавательных интересов сочетает целенаправленное обучение и учение, руководство воспитателя и самостоятельность ребенка. На формирование познавательных интересов большое влияние оказывают жизнь в коллективе, усвоение опыта друг друга, накопление личного опыта. Понятия «любознательность» и «познавательный интерес» имеет общую основу - познавательное отношение к окружающему. Различие их выражается в объеме и глубине этого отношения, в степени активности и самостоятельности детей. Любознательность - общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Познавательный интерес направлен чаще всего на определенную сторону жизни, на то или иное явление, предмет. Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. К.Д.Ушинский интерес к учению называл «интересом, полным мысли». Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением, с особым подъемом, переживая чувства удовлетворения, радости. Интерес повышает работоспособность ребенка, делает увлекательным самое труднее и даже скучное занятие. Познавательный интерес - союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей. На его основе возникает и развивается творческая инициатива, поиск самостоятельного решения той или иной умственной задачи, применения известного или нового способа действия. Познавательный интерес, отражающий активное отношение к окружающему, противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний или выполнению работы без напряжения мысли, без поиска, без радости успеха. Познавательный интерес по мере его развития становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливого ума.
Характерными чертами познавательных интересов являются: многогранность, глубина,
устойчивость, динамичность, действенность.
Многогранность - это активное познавательное отношение ко многим предметам и
явлениям. Многосторонние интересы характеризуются значительным объемом знаний,
способностью к разносторонней умственной деятельности.
Глубина характеризуется интересом не только к фактам, качествам и свойствам, но и к
сущности, причинам, взаимным связям явлений.
Устойчивость выражается в постоянстве интересов, в том, что ребенок проявляет интерес
к тому или иному явлению длительное время, руководствуясь сознательным выбором. По
стойкости интересов можно судить об уровне умственной зрелости.
Динамичность заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности. Действенность выражается в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели. Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые, динамичные и действенные интересы, воспитатель формирует личность ребенка в целом, обогащает его ум. Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес - любовь к знаниям. Интересы и любознательность проявляются в познавательной потребности человека. Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка. Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребенка, а необходимых знаний для их выражения еще нет.
Познавательные интересы проявляются и в разнообразных видах продуктивной деятельности, когда дети воспроизводят то или иное явление, изготавливают предметы и т.д. Но само по себе познавательное отношение не преобразуется в более или менее стойкий познавательный интерес. Формирование познавательных интересов как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
1.3 Характеристика и своеобразие познавательного развития детей дошкольного возраста любознательность интерес дошкольник Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей - сложный путь, который включает в себя две основные линии.
1. Накопление информации об окружающем мире - постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Упорядочивание и систематизация представлений о мире - данную линию развития
познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление
познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода: «накопления информации» - 2-4
года и 5-6 лет; и два периода «упорядочивания информации» - 4-5 лет и 6-7 лет.
Периоды «накопления» и «упорядочивания» информации отличаются друг от друга. Эти
различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического
развития ребенка.
2-4 года. Первый период - «накопления» информации.
Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их
ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания, (предметы,
явления, события), воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное.
Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с чем
действую, то и познаю».
Накопление происходит благодаря:
-личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;
-наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;
-собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным
действиям в своем ближайшем окружении.
К трем годам, дети накапливают довольно много представлений об окружающей
действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают
наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что?); знают различные
качества и свойства (Какой?). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании
детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного
взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в
жизни?), именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го
года жизни.
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают
раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок
и т.п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и
явлений нашего мира. Однако накопленные представления практически не связаны между
собой в сознании детей.
4-5 лет. Второй период - «упорядочение» информации.
В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более
высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и
психологическими изменениями в общем развитии ребенка. Средством познания
становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию,
переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму;
ребенок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей
обогащается словами-понятиями.
В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности
детей:
-знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами
непосредственного восприятия и опыта детей;
-установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями,
приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
-удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
-формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать
еще один очень важный шаг в познавательном развитии - дети 4-5 лет активно стремятся
упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это - сложное занятие
для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает
неосознанное постоянное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире,
навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые.
Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные
связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего
окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в
окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один -
чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой - в
поисках жучков.
Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное
отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным
объектам или явлениям.
5-6 лет. Третий период - «накопление» информации.
В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все
манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается
осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и
правильно осознать.
Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности
упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток
поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными
потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести
к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из
которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу
создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию
познавательных процессов.
У детей 5-6 лет наблюдается:
-стремление расширить свой кругозор;
-желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
-потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-
летию ребенка имеются различные средства и способы познания:
-действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
-слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его
совершенствованию);
-книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение,
классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко
воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем
мире.
В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации,
содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а
отдельного, большого мира.
6-7 лет. Четвертый период - «упорядочение» информации.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего
развития познавательной сферы ребенка, а также определенных умений упорядочивания
накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят
процесс познания детей 6-7 лет на:
-установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;
-содержательное упорядочивание информации.
Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание
информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание
взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных
моментов построения ребѐнком целостной элементарной картины путем сопоставления,
обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных
умозаключений, предвидений возможного развития событий.
Итак, на протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в
овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение
умений:
- постановка цепи и планирование;
- прогнозирование возможных эффектов действия;
- контроль за выполнением действий;
К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и
времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и
важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребѐнка формируется
познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их
узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»)
Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят
даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.
Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы
гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы
сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им
передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который
легко накладываются знания.
Важной характеристикой причинно-следственных связей является временная
последовательность: причина всегда во времени наступает раньше следствия. Всякий
объективный процесс развертывается от причины к следствию.
Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую
характерную сторону причинно-следственных связей - одно и то же следствие может
иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:
-повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок
может существовать;
-отсутствие необходимых питательных веществ в почве;
-отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);
-тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.
Переход от следствия к причине невозможен.
Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий,
явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться
ребенку в нескольких направлениях:
-обогащение и становление познавательной сферы.
-умственное развитие - овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без
умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать
элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.
-развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм
мышления.
Средства и способы познания действительности детьми 2-7 лет представлены в таблице.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа
мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в
этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка.
Познавательную сферу следует рассматривать как сложное образование, которое
обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем
мире.
Глава 2. Формирование любознательности и познавательных интересов у
дошкольников
2.1 Условия развития любознательности и познавательного интереса у
дошкольников
Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для
познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия
для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает
ряд учѐных, нейтрализуются: ребѐнок становится пассивным в восприятии окружающего
мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей
системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует
каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности -
широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного,
заинтересованного отношения к ним.
Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в
содержание понятия которой мы включаем:
а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления
в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично
знакомой;
в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету),
чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким
образом, психологические предпосылки интереса.
Положительное отношение создается двумя путями.
Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается
формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту
деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это
отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к
ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения
веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного
отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое
значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его
общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая
деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит
через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной
значимости. Понимание это достигается при непосредственном образном рассказе о
смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.
Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то
занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода
деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного
характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных
объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес
возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
1. Подготовка почвы для интереса:
а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание
благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте
или в данной деятельности у данной личности;
б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, на
личной общей познавательной направленности.
2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод
смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это
отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является
психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне
обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой
ребенком.
3. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется
подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и
внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и
уметь». «Не могут не заниматься этим»).
4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все
новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми
на данном занятии.
Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное
значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения
занимает длительное время (в зависимости от почвы).
Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к
предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по
намеченным нами ранее двум основным путям:
1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;
2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности
Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты «поисковой
деятельности».
Она предполагает:
а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;
б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с
воспитателем) решения;
в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых
трудностей и приводит к положительному результату;
г) решение задачи (учебной, трудовой и т. д.) и показ перспективы данной работы,
вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему
интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.
Активная систематическая самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее
ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический
стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в
характеризующее личность качество.
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной
самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально
положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности.
Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к
процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо
личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности,
возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает
побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой
деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать,
решать, достигать.
При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно воспитателей,
родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.
Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более
ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире
связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными
потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими
социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности,
тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее
соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также
глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением -- важнейшие предпосылки
стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности,
приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее
стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью.
Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной
деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и
превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все
дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая
система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности,
складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный
интерес не возникает.
Интерес -- как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря,
вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в
личности.
Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного
интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
2.2 Развитие познавательных интересов через развитие познавательной активности
Как отмечает Д. Годовикова, показателями познавательной активности выступают:
-внимание и особый интерес к предмету
-эмоциональное отношение к предмету (разнообразные эмоции, вызываемые предметом).
-действия, направленные на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его
функционального назначения. Общее количество этих действий - свидетельство
интенсивности исследования. Но особенно важно качество действий, прежде всего их
разнообразие.
-постоянное стремление к предмету, даже когда его нет.
Условие развития познавательной активности, подъем ее на более высокий уровень - это
практико-исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт
завершения таких действий успехом. Так появляются новые значения, окрашенные
яркими эмоциями.
Автор предлагает следующий способ диагностики познавательной активности ребенка.
Инструкция:
«Сначала изготовьте несколько довольно несложных игрушек с «секретами». Они нужны
для того, чтобы поставить ребенка в ходе игры перед неожиданной для него проблемой.
Проще всего в качестве игрушки с «секретом» использовать небольшую коробку, в
которую можно поместить одну или несколько миниатюрных игрушек: ложечку,
матрешку, машинку и т. п. Чтобы коробку было трудно открыть, укоротите внутреннюю
часть (коробок) на 7 мм по сравнению с внешней (футляром). Кроме того, заднюю часть
футляра надо заклеить. Тогда задвинутую внутрь футляра часть коробки нельзя будет
просто выдвинуть, как мы это делаем со спичечным коробком. В задней стенке футляра и
сверху него проделайте небольшие отверстия. Через них можно будет легко вытолкнуть
коробок твердым стержнем от авторучки либо палочкой.
Коробки можно сделать разными по форме -- цилиндрическими, пирамидальными.
Можно сверху вделать стекло, позволяющее видеть содержимое, когда надо привлечь
ребенка к игрушке. Естественно, что можно придумать множество других «замков» для
коробок.
Несложно сделать и такую игрушку, которую условно назовем «рогаткой». Тут «секрет» в
ее неясной функции. Возьмите маленькое детское ведерко из пластмассы, имеющее форму
усеченной пирамиды. Уберите ее ручку. В четырех гранях пирамиды просверлите
отверстия и, продернув в них резинки, а затем стянув их к диску в центре пирамиды,
укрепите этот диск. Пятую резинку надо прикрепить к диску и вывести наружу через
отверстие в дне ведерка и здесь закрепить ее с помощью шарика. «Рогатка» готова. Вы
ставите на диск мячик или резиновую игрушку и, оттянув шарик, запускаете мячик в
полет.
Можно сконструировать множество очень интригующих игрушек; тут огромный простор
для вашей фантазии.
Далее выкладываете несколько новых или давно спрятанных и забытых ребенком
игрушек и среди них помещаете одну с «секретом». Рядом положите книжку. Теперь
предложите ребенку поиграть, пока вы тут рядом занимаетесь своим делом.
Понаблюдайте незаметно за его игрой в течение 15--20 минут».
На основе наблюдения можно диагностировать один из трех возможных уровней развития
познавательной активности дошкольников.
Первый уровень
Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами, а также к
тем, что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к
предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над
активностью. (Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим
предметом.)
Второй уровень
Его суть -- содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети
стремятся ознакомиться с игрушками и с другими предметами, имеющими определенные
функции. Привлекает возможность различного их использования, опробование
функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако
регуляция поиска подчинена эмоциям. (Уровень интереса к функциональным качествам
предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.)
Третий уровень
Его суть -- новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые, внутренние
свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени -- внутренние,
понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей,
особенно сверстников. Активность направляется целью -- достичь желаемого результата.
Цель может быть, и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Вариант
этого уровня: цель должна быть достигнута. (Уровень интереса к внутренним свойствам
предмета, к понятиям и поиску -- это самоорганизация.)
Первый уровень познавательной активности чаще наблюдается у детей 3--4 лет, возможен
еще и в возрасте 4--5 лет. Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят
повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного употребления,
например, ест ложкой, смотрит в зеркало, причесывается, ставит на стол чашку и тарелку,
затем перемещает предметы и вновь повторяет действия. Игрушки, лишенные известного
назначения, остаются вне поля его внимания. Книжку он открывает на минутку и,
пролистав, отодвигает. Очень быстро интерес к ситуации полностью исчезает. Такой
ребенок обращается к педагогу за помощью во всех делах, с которыми он еще не научился
справляться сам.
Второй уровень. Познавательная активность характерна для детей 4--5 лет, но достаточно
часто обнаруживается и у более младших и более старших. Обнаруживается в поведении
другого характера: ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые
позволяют ему действовать с ними многообразно, например, сооружает из кубиков
различные постройки, превращает их в дом, мост, башню, дорогу, диван и т. п. Из этих же
кубиков пытается составлять картинки. Все свои действия ребенок комментирует и
сопровождает подражательными звуками («рр», «шш», «та-та-та-та» и т. п.). Его действия
многочисленны, разнообразны, подчинены быстро меняющимся замыслам, в них
вовлекаются все предметы, находящиеся в поле зрения.
Предметы с «секретом» ребенок сначала бегло осматривает и включает в очередные
замыслы как заместители. Однако, играя, замечает их особое свойство. Тогда он
сосредоточивается на этих предметах. После нескольких неудачных попыток
возвращается к старой игре, задавая множество самых разнообразных вопросов педагогу.
Примечательно то, что интерес к книге более продолжителен: картинки комментируются,
соотносятся со знакомыми предметами и событиями.
Третий уровень. Его достигают многие дети старшего дошкольного возраста (в отдельных
случаях наблюдается и в младшем возрасте). Характерные особенности познавательной
активности: беглый осмотр всех игрушек, шутливое опробование действий,
воспроизводящих назначение (одно движение ложкой в рот, одно - два движения
прокатывания машины взад-вперед со звукоподражанием «рр», взгляд на кубики),
сменяются быстрым переходом к предметам неясного назначения.
Дальнейшие действия: ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения.
Он сначала торопливо осматривает игрушки со всех сторон, встряхивает, прислушивается
или присматривается, затем начинает вглядываться более пристально, поворачивать
медленнее. Действия сопровождаются комментариями, предположениями. Длительные
неудачи вынуждают отложить предмет в сторону, ребенок как бы сосредоточивается на
какой-либо знакомой, игрушке. Именно «как бы», так как на самом деле он то и дело
поглядывает в сторону предмета-загадки. Наконец не выдерживает и пытается выявить
секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно
характеризовать как высший уровень познавательной активности.
Такой же интерес он проявляет и к книжке: рассматривает внимательно, пытается связать
изображаемое на картинках в целостный рассказ. Во время игры малыш постоянно
обращается к педагогу, стремясь выяснить его мнение о хорошем и плохом на конкретных
примерах.
Сочетание всех признаков поведения детей, разумеется, не всегда так четко единообразно.
И, тем не менее, достаточно характерно и устойчиво, чтобы служить нормой.
Формирование познавательной активности от одной ступени на более высокий уровень
означает:
- создать у ребенка такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию
познавательной потребности следующего, более высокого уровня;
- создать условия, при которых ребенку необходимо осуществлять действия более
высокого порядка, регулируемые не предметами, а его собственными намерениями.
Обе задачи можно решить специально организованной деятельностью и правильным
включением в эту деятельность общение с взрослым. Возможно использование игры,
направленных на формирование познавательной активности во всех возрастных группах.
(Приложение 2)
2.3 Методы и приемы, направленные на повышение познавательной активности
детей
Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном
процессе постоянно привлекает внимание исследователей и нас, практических
работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического
процесса в детских учреждениях.
Современные педагоги большие возможности для этого видят в усовершенствовании
методов обучения.
В старшем дошкольном возрасте ребѐнок резко меняется: совершенствуются
психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования,
наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно
с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и
овладении умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной
деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим
образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество, при умелом
руководстве, может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Мастерство
воспитательного влияния лежит в пробуждении и направлении самодвижения,
саморазвития, самостоятельной деятельности ребѐнка, его познавательной активности,
творческой инициативы в решении как жизненных, так и специально созданных взрослым
ситуаций. В дошкольном детстве познавательный интерес возникает и развивается не сам
собой, а лишь при условии общения с близкими взрослыми, которые являются примером
к подражанию.
«Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе
любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чемулибо частному может возбудить общий интерес - любовь к знаниям».
Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под еѐ
влиянием ребѐнок оказывается способен к длительной и устойчивой сосредоточенности
внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической
задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в
случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых - создают у ребѐнка
уверенность в своих силах.
Выполняя требования программы по умственному воспитанию детей, по развитию
познавательной активности детей воспитатель должен не только обеспечить усвоение
ребятами определѐнной для них системы знаний об окружающей действительности.
Предметом его специальной заботы должны быть приѐмы и способы при помощи,
которых дети усваивают знания, ищут ответы на вопросы, выполняют указания, решают
разнообразные задачи, и то отношение, которое у них складывается к выполнению
заданий воспитателя, те склонности и интересы, которые в процессе воспитательной
работы из года в год воспитываются и укрепляются.
Специальные исследования показывают, что важнейшим психолого-педагогическим
моментом, определяющим познавательную активность детей и отношение их к заданиям и
занятиям, является та атмосфера, которая сопровождает весь ход занятия, от его начала и
до конца. Дружное сотрудничество снимает напряжение у детей, помогает установить с
ними тесный контакт, предвидит совместный поиск неизвестного. Используя вопросы,
разнообразные ситуации, взрослый направляет поисковую деятельность ребѐнка,
корректирует еѐ. Тут играет роль всѐ - мимика, жесты, эмоции. Педагог ведѐт детей, но
они не должны замечать этого, иначе авторитарное общение возьмѐт верх и активность
будет проявляться только на репродуктивном уровне (ребѐнок будет иметь нестойкий
интерес к познанию, легко отвлекаться, повторять всѐ за образцом, а от самостоятельного
поиска отказываться). Воспитатель, как бы удивляясь по поводу чего-то, или размышляя
сам с собой, ставит вопросы, а отвечают дети. Зато как радуются они, когда сами находят
правильный ответ на то, на что взрослый «не смог» ответить. Но воспитатель должен
помнить, что сотрудничество - это не только помощь, но и создание условий для
проявления ребѐнком самостоятельности, независимости, активности.
И ещѐ, необходимо знать, что нельзя отрицательно оценивать дошкольника, результаты
его деятельности. Ребѐнок имеет право на ошибку, т.к. он только учится, и учится на
своих ошибках, а не на чужих. Наше задание - выяснить. Установить причины ошибок,
чтобы находить возможности их исправления.
Пытливость мысли и интересы ребѐнка проявляются в его вопросах, Они порождаются
новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребѐнка сомнение, удивление,
недоумение. К ним необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них
таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные
интересы ребѐнка. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребѐнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребѐнку захотелось ещѐ и ещѐ раз возвратиться к тому, что он
узнал». Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь?» - побуждает ребѐнка к
самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Проведѐнные исследования
показали, что, задавая вопросы и получая на них ответы, ребѐнок анализирует те сложные
факты жизни, с какими он встречается. Познавательная активность ребѐнка побуждает
взрослого разъяснить ему, показывать имеющиеся в жизни зависимости между
явлениями.
Удивление - важная способность ребѐнка: оно питает его познавательный интерес.
Чувство удивления можно вызвать новизной, необычностью, неожиданностью,
несоответствие чего-то предыдущим представлениям ребѐнка. Интерес как стимул
познавательной деятельности является своеобразным трамплином к познавательной
активности, опорой для эмоциональной памяти, стимулом для повышения
эмоционального тонуса, способом мобилизации внимания и волевых усилий ребѐнка.
Необходимо обращать внимание на то, способны ли дети удивляться, находить
самостоятельные решения в нестандартных условиях, экспериментируют ли они;
вариативны или однообразны их поисковые действия, в какой мере они
последовательные, продуктивные, точные, оригинальные. Важно, чтобы о каждом ребѐнке
можно было сказать, как он себя ведѐт, когда у него возникают проблемы, какие
эмоциональные, словесные, поведенческие реакции типичны для него. Зная это, можно
подобрать эффективные способы и приѐмы педагогического влияния. К примеру, можно
ненавязчиво создать в группе атмосферу «мозгового штурма», побуждать детей к анализу
и оценке выдвинутых идей, стимулировать их фантазию, воображение как творческую
деятельность, что строится на комбинированных способностях вызывать познавательный
интерес. Последний превращается в наклонность, стаѐт собственностью ребѐнка, если он
получает наслаждение от поиска, разрешения проблем, преодоления препятствий. У него
активизируется интеллектуальная деятельность. Она проявляет наклонность к
экспериментированию, стремится к успеху.
Для оптимизации познавательной активности необходимо в работе с детьми использовать
конструктивные, дидактические игры. Они помогают наглядно ощутить динамику
решения практической задачи, опробировать разные способы, варьировать замысел,
соотносить его с практическим результатом.
Повышению познавательной активности на занятиях способствует обучение детей умение
ставить вопросы. Умение задавать вопросы, грамотно их формулировать характеризует
уровень понимания, осознания познавательного материала, степень заинтересованности и
развития любознательности.
Метод повторения также имеет большое значение для повышения познавательной
активности и прочности усвоения знаний. К.Д. Ушинский писал: «Воспитатель,
понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того,
чтобы починить разваливающееся, но для того, чтобы укрепить и вывести на нем новый
этаж». Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя
говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств.
Как справедливо подчѐркивала Г.П. Усова, обучение - индивидуальная деятельность
детей. Каждый ребѐнок исполняет определѐнную работу умственную или физическую
индивидуально, тратит индивидуальные усилия. Вот почему обеспечить развитие каждого
ребѐнка можно лишь путѐм индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Так, в
познавательной деятельности действенной формой активизации детей может быть
самостоятельная работа, когда каждый приобретает конкретное задание. Самостоятельная
работа стимулирует познавательную активность ребѐнка тем, что он должен действовать
сам, ориентация на товарища отсутствует. Не менее значимой для развития
познавательной активности является групповая работа (маленькие группы по 3-5 человек).
Она при такой организации даѐт воспитателю широкие возможности для реализации
личностно-развивающего подхода. Такая форма является прекрасным методом изучения
ребѐнка. Осмысление результатов целевых наблюдений за поведением ребѐнка в разных
ситуациях, специфически детских видах деятельности даѐт возможность педагогу
подобрать к каждому воспитанник «психологический ключик».
То есть, основной целью организации процесса познания с целью его развивающего
влияния на ребѐнка, должен стать поиск такого способа организации жизни детей в
группе, чтобы мир перед ними открывался в живых красках, ярких и нежных цветах,
сказках, фантазиях, играх, через неповторимое детское творчество. Необходимо
пробудить в каждом ребѐнке источник мышления и речи, чтобы каждый ощутил себя
исследователем и мудрым мыслителем, чтобы собственное достижение вызывало трепет
сердца и закаляло волю.
Если такую систему работы начать с младшего возраста, развивающий эффект
образовательно-воспитательного процесса будет реализован. Центральным моментом
можно обозначить активно-познавательное отношение ребѐнка к окружающему миру,
интерес к поисковой деятельности.
Учитывая всѐ выше сказанное, можно ещѐ раз убедиться в том, что эффективным
средством повышения познавательной активности у детей дошкольного возраста является
использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной
деятельности, к определѐнному познавательному материалу, учитывая психологическую
закономерность: ребѐнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности,
действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, но в
то же время, мы знаем, что ребѐнок может длительно проявлять активность, если ему
интересно, он удивлѐн. К ситуативной мотивации относятся взаимодействие с самим
педагогом. Если ребѐнку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно - это тоже
повышает познавательную активность дошкольника.
Внутренняя мотивация - это возможность в процессе пребывания ребѐнка в дошкольном
учреждении развивать его индивидуальные склонности и способности. Реализуя данный
аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого
ребѐнка и создать для него индивидуальную траекторию развития, которое создаѐтся всех
специалистов дошкольного учреждения.
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность
учесть интересы и запросы каждого ребѐнка.
Для детей с высокими познавательными способностями (ребѐнок работает с желанием, и
долгое время развязывает познавательные задания, ищет свои способы действий)
необходимо создавать условия для развития и углубления знаний.
Для детей со средней и низкой познавательной активностью (дети имеют менее стойкий
интерес к познанию, у них есть определѐнная самостоятельность, которую поддерживает
педагог с помощью вопросов; дети имеют нестойкий интерес, легко отвлекаются, от
самостоятельного поиска отказываются) использовать индивидуальную и
дополнительную работу. При таком подходе у педагогов дошкольных учреждений
появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией
детей.
Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется
усреднѐнный подход ко всем детям, а также самое главное - повышается активность
ребѐнка во время познавательной деятельности.
Заключение
Нами были изучены особенности развития любознательности и познавательного интереса
у детей дошкольного возраста. Напомним, что возраст от 3 до 5 лет - сензитивный период
для развития познавательной потребности. Поэтому очень важно своевременное и
адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во
всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного
обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес
объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения:
обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу, любознательности и сами знания, и процесс их
приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором
воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию,
исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои
исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах,
продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ
личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к
миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую
возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая
помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.
Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную
активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.
Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений
об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все
больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности
развиваются и формируются познавательные интересы и любознательность.
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей
системе умственного воспитания на занятиях, в играх, в труде, в общении и не требует
каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности -
широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного,
заинтересованного отношения к ним.
Познавательные интересы детей становятся тем полнее, чем содержательнее их
деятельность, чем естественнее связь слова и дела. Развитие творческой мысли, ее
воплощение в практическое дело осуществляется не на одном занятии, а в самом процессе
формирования интересов на основе обогащения знаний, в системе обучающего
воздействия воспитателя, в результате деятельности детей.