Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Воспитанники с особыми образовательными потребностями (ОВЗ и инвалиды— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К группе лиц с ОВЗ и инвалиды относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Дети с ОВЗ и инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ или инвалида требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.
Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ и инвалидов в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Охарактеризуем основные направления работы, которые выделяются в Программе.
Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ «Детский сад № 6» оборудовано 11 групповых помещений и
кабинеты специалистов.
Грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний дошкольниками с ОВЗ и (или) инвалидностью, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.
В МАДОУ "Детский сад № 6" есть:
1) Кабинет педагога психолога, дефектолога
2) Кабинеты учителя-логопеда
В данных кабинетах создаются следующие условные зоны:
* Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными столами, стеллажами способиями илитературой.
* Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры иигрушки.
* Релаксационная, для отдыха иснятия напряжения. Оборудована мягкими модулями, подушками, матрацами, сухим бассейном, сухим душем, водно-пузырьковойколонной, светоотражающими элементами.
* Сенсорного опыта — для формирования знаний офизических свойствах предметов иявлений. Вней собраны игры ипособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения (оборудована специальная стена), интерактивная картина имитирующая пение птиц и шум водопада.
* Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации, трафареты.
* Развития артикуляционной моторики ипостановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья используется все помещения детского сада: групповые
комнаты, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет для дополнительных занятий .
В МАДОУ "Детский сад №6"
созданы условия для проведения занятий в центре ЛЕГО-конструирования: имеются
конструкторы LEGO Education – 12 наборов. Игровые наборы дополнены
конструктором лего-DUPLO.
Кабинет изодеятельности наполнен
различными материалами для художественного труда при работе с воспитанниками:
кисти. краски, скульптурный пластилин и многое другое.
Кабинет психолога наполнен такими материалами для проведения занятий, как
магнитная доска, различные игровые пособия и дидактические материалы, учебные
пособия для работы с воспитанниками ДОУ, игровое поле "Моя семья",
кубик Эмоций, нейроскакалки и многое другое.
Для продуктивных занятий в бассейне
имеются различные игровые материалы, такие как морские водоросли, доски для
плавания, плавающие обручи, мини-доски Животные, игровые Кольца для бассейна,
водный Баскетбол.
В спортивном зале имеется различный
спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, кубики, маты, мешки для метания,
кольцебросы, Веселая гусеница и многое другое.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека детского сада— это нечто среднее между общественной и
домашней библиотекой. Она принадлежит всем сотрудникам, родителям и детям, и в
то числе и детям с ОВЗ и иинвалидам.
Это открытый доступ книжного фонда,удобное расположение стеллажей,
эстетично оформленные выставки.
Создание библиотеки-медиатеки отвечает изменившимся интересам и
потребностям пользователей, желающим получать информацию с помощью средств
информационных технологий.
Это информационный центр, который накапливает, каталогизирует и
систематизирует материалы на всех видах носителей, обеспечивает максимально
возможный доступ к педагогической информации, удовлетворяет потребности
педагогического коллектива, воспитанников, родителей в предоставлении
информации на заданную тему.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный залрасположен на первом этаже здания
детского сада и оборудован необходимым спорт инвентарем для проведения занятий
в группах дошкольного возраст.В наличие имеется: фортепиано,
спортивные комплексы, гимнастические стенки, шведская стенка, гимнастические
скамейки, лестницы приставные, стойки баскетбольные, мишени
для метания подвесные и напольные, доски ребристые, коврики
массажные, дуги для подлезания, гимнастические палки, конусы для
разметки, гимнастические шесты, канаты, маты, мягкие
модули, мячи разных размеров, кольцебросы, кегли, спортивные и русские
народные игры, мешочки для метания, обручи, скакалки, батут
детский, наборы флажков, лент, косичек, кубиков, погремушек для проведения ОРУ,
контейнеры под мелкий материал, стойка под физкультурное оборудование. На
территории МАДОУ также расположена спортивная площадка выполняет функцию
спортзала на свежем воздухе. Проводятся занятия по физической культуре,
утренние гимнастики, спортивные праздники. Оснащена спортивным оборудованием
(оборудование для метания, лазания, равновесия, координации, яма для прыжков,
бревна, спортивные лесенки и др.). В летний период доступна тропа здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ
«Детском саду № 6» созданы условиядля
воспитания и обучения,подгрупповой
и индивидуальной образовательной деятельности воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (нарушение речи). Они включают в себя:
·использование адаптированных
образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных
специальных образовательных маршрутов);
·специальных методов обучения и воспитания;
·использование современных образовательных
и коррекционных технологий: здоровьесберегающие технологии:
артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики и др.
·проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий;
·кабинет учителя – логопеда содержит:
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного освещения;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития
правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и
дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическую, дидактическую, справочную и
художественную литературу.
·в группах речевые уголки оснащены
дидактическими играми и необходимым картинным материалом для автоматизации и
дифференциации звуков, развития лексико-грамматического строя и связной
речи.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с
ОВЗ осуществляется в соответствии с заключениями и рекомендациями муниципальной
психолого-медико-педагогической комиссии и является составной частью
Адаптированной основной образовательной программы МАДОУ, раздел
«Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ)». Данный раздел разработан на основе:
1.«Программы коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с
4 до 7 лет)» (автор Нищева Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352
с.).
2.Программы логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичева, Чиркина Г.В.
Успешное преодоление речевых нарушений у
детей обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием всех
специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка
совместными действиями различных специалистов создается единое
коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая
среда.
Сопровождение детей
Логопедическое сопровождение:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие слухового внимания и фонематического
слуха;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Психологическое сопровождение:
- развитие когнитивных процессов;
- развитие эмоционально-волевой сферы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение
доступности в здание ДОУ
детей – инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад расположен в двухэтажном здании. Конструктивные особенности не предусматривают наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- пандус на входе в здание;
- имеется автостоянка (места) для инвалидов;
- знак «Кнопка вызова»;
- для слабовидящих знак "Жёлтая полоса" на всех лестничных маршах внутри здания;
- для слабовидящих "Знак безопасности - жёлтый круг" как на входе в здание, так и внутри;
- Для передвижения лиц с ограниченными возможностями предусмотрены ходунки без колес детские ОРТОНИКА,кресло-коляска Н009В с санитарным оснащением для инвалидов Armed
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне
Доступ к универсальной платформе перевода жестового языка (Сурдо-онлайн)
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, группам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория МАДОУ асфальтирована, свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: два учителя – логопеда, педагог – психолог, дефектолог, два музыкальных руководителя,два инструктора по физической культуре, медицинский работник.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания
Условия питания воспитанников,
обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Персонал пищеблока детского сада удовлетворяет потребности воспитанников в пятиразовом питании (второй завтрак - фрукты, сок, витаминные напитки). Возможно приготовление блюд для воспитанников с непереносимостью молочных продуктов, аллергиков. Питание осуществляется в специально организованной зоне группового помещения. В каждой группе оборудовано помещения для мытья и хранения посуды.
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья воспитанников, в
том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Медицинское сопровождение воспитанников
осуществляет Верхнепышминская ЦГБ им. Бородина в соответствии с договором.
Обеспечивается оказание несовершеннолетним медицинского сопровождения:
- Организация профилактических осмотров;
- Проведение санитарно-просветительской работы;
- Осуществление контроля питания;
-Осуществление и проведение противоэпидемиологических
и профилактических мероприятий.
Санитарно-гигиеническое состояние
учреждения соответствует Сан ПиН2.32.4.3590-20Поддерживаются световой,
воздушный, питьевой режимы. С целью сохранения и укрепления здоровья разработана
и реализуется программа «Здоровье» Для детей с особыми потребностями
разрабатывается адаптивная программа.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
У воспитанников нет доступа в сеть Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств.
Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, образовательная деятельность становится более зрелищной и эффективной. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
В МАДОУ "Детский сад № 6" имеется официальный сайт, содержащий: справочную информацию о ДОУ; информацию о педагогическом составе; советы родителям; новости и т.д.
У детей инвалидов и (или) лиц с ОВЗ в МАДОУ "Детский сад № 6"нет доступак электронным образовательным ресурсам как к форме обучения и воспитания в рамках ОП ДО ДОУ 6, АОП для детей с ЗПР, АОП для детей с ТНР.
Ниже предлагаем подборку полезных сайтов для родителей (законных представителей), которая может быть полезной в домашних условиях:
Электронная библиотека для родителей детей с ОВЗ и инвалидов ресурсного центра
Сайт проекта «Особый ресурс» предназначен для родителей особых детей.
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир»
Полезные материалы для занятий с детьми
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения образовательной деятельности в группах, где есть инвалиды и (или) воспитанники с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия информации детей с различными нарушениями.
Группы, залы, кабинеты специалистов оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
мультимедийные комплексы (проектор и экран),
- ноутбуки
- интерактивная доска